Поддержать Олега Эйхе через VK Donut

5 французских иллюстраторов, которыми я бесконечно восхищаюсь — Книжный блог Олега Эйхе

С детства испытывая слабость к живописи, кроме как в литературных произведениях, наслаждаться картинами я не мог. В основном это были иллюстрации детских книг и приключенческих романов. Я даже опубликовал галерею 6 советских иллюстраторов, рисунки которых узнает каждый – иногда я заглядываю туда и наслаждаюсь картинками из юности.

Сегодня при наличии интернета я получил возможность узнавать и открывать для себя талантливых иллюстраторов, с работами которых я либо вовсе не был знаком, либо был знаком в ограниченном количестве книг. Часть книг с шикарными гравюрами прошлых лет я уже успел собрать в свою Винтажную коллекцию – в ней, уважаемые друзья, можно посмотреть необычайно удивительно иллюстрированные старинные книги и даже приобрести понравившуюся.

Погружаясь в мир книг, я хочу поделиться с Вами, дорогие друзья, своим списком 10 иллюстраторов, которыми я бесконечно восхищаюсь:

Гюстав Доре

Луи Огюст Гюстав Доре (фр. Louis Auguste Gustave Dore; 6 января 1832, Страсбург — 23 января 1883, Париж) — французский иллюстратор, график, карикатурист, живописец, литограф и скульптор; один из самых плодовитых и популярных мастеров книжной иллюстрации XIX века. Его работы как иллюстратора были признаны во всем мире еще при его жизни одними из самых важных достижений века за непревзойдённую игру света и тени.

Generated by IIPImage. Фотография Гюстава Доре. Отпечаток на соленой бумаге. Фотограф Надар, между 1856 и 1858 годами.

Он наиболее известен своими плодовитыми гравюрами на дереве, иллюстрирующими классическую литературу, особенно для Библии Вульгаты и «Божественной комедии» Данте. Иллюстрации достигли большого международного успеха, и он стал известен как гравёр, хотя его роль обычно заключалась только в качестве дизайнера; на пике карьеры для резки его рисунков на деревянных печатных блоках было нанято около 40 резчиков по дереву, которые обычно также подписывали изображение. Гюстав Доре создал более 10 000 иллюстраций, самые важные из которых были скопированы с помощью электротипического процесса с использованием цилиндрических печатных машин, что позволило публиковать очень большие тиражи одновременно во многих странах.

Художник написал иллюстрации ко многим литературным произведениям – вот самые известные:

  • «Гаргантюа и Пантагрюэль» Франсуа Рабле
  • «Озорные рассказы» Оноре де Бальзака
  • «Божественная комедия» Данте Алигьери
  • сказки Шарля Перро,
  • Приключения барона Мюнхгаузена
  • «Дон Кихот» Мигеля де Сервантеса
  • «Басни де Лафонтена»
Волк и Красная Шапочка. Иллюстрация Гюстава Доре, 1862 
Кот в сапогах. Иллюстрация Гюстава Доре к сказке Шарля Перро, гравюра на дереве работы Паннемакера. 1867 г.
Синяя Борода вручает жене волшебный ключ. Изображение из онлайн-библиотеки Gallica под идентификатором ARK btv1b8612030k/f170. Гравюра на дереве размером 33 х 27 см. «Синяя Борода», впервые опубликованная в Сказках Перро «Les Contes de Perrault», рисунки Гюстава Доре, Париж, Жюль Этцель, 1862 г., облицовка пластины с. 56.
«Мальчик-с-пальчик». Иллюстрация Гюстава Доре к произведению Шарля Перро «Мальчик-с-пальчик» («Le Petit Poucet») из «Histoires ou Contes du Temps Past: Les Contes de ma Mère l’Oye» (1697). Иллюстрации Гюстава Доре появляются в издании 1867 года под названием «Сказки Перро»
«Мальчик-с-пальчик». Иллюстрация Гюстава Доре к произведению Шарля Перро «Мальчик-с-пальчик» («Le Petit Poucet») из «Histoires ou Contes du Temps Past: Les Contes de ma Mère l’Oye» (1697). Иллюстрации Гюстава Доре появляются в издании 1867 года под названием «Сказки Перро»
Золушка. Иллюстрация Гюстава Доре к «Золушке » Шарля Перро из «Histoires ou Contes du Temps passé: Les Contes de ma Mère l’Ye» (1697). Иллюстрации Гюстава Доре появляются в издании 1867 года под названием «Сказки Перро»
Спящая красавица. Иллюстрация Гюстава Доре к «Спящей красавице» Шарля Перро из «Histoires ou Contes du Temps Past: Les Contes de ma Mère l’Ye» (1697). Иллюстрации Гюстава Доре появляются в издании 1867 года под названием «Сказки Перро»
«Барон Мюнхгаузен». Иллюстрация Гюстава Доре, 1862 г.
Данте: Ад (песня 3). Иллюстрация Гюстава Доре к «Аду» Данте («Божественная комедия»). Касселл, Петтер, Галпин и компания. Нью-Йорк, Лондон и Париж. 1890 год
Библия: Всемирный Потоп. Фронтиспис издания, иллюстрированного Гюставом Доре из Библии. На гравюре, основанной на истории Ноева ковчега, изображены люди и тигр, тщетно пытающиеся спасти свое потомство. Святая Библия: содержащая Ветхий и Новый Заветы согласно официальной версии. С иллюстрациями Гюстава Доре (Cassell/Company, Limited: Лондон, Париж и Мельбурн). Первое издание датировано 1866 годом. Это издание, вероятно, датировано примерно тем же временем (вполне может быть первым изданием), но в любом случае оно определенно не позднее 1900 года или около того.
История Дон Кихота Сервантеса. Иллюстрирация Гюстава Доре. Часть I. Cassell & Company, Limited, Лондон, Париж, Нью-Йорк и Мельбурн, 1863 год
«Нам часто нужен кто-то меньший, чем мы сами.» Лев и Крыса, одиннадцатая басня второй книги с иллюстрациями Гюстава Доре «Избранные басни», переложенные на стихи Жана де Лафонтена, называемые просто «Басни де Лафонтена», 1876 г.
Гаргантюа, «Пилигримы, съеденные в салате». Иллюстрация Гюстава Доре к книге Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», опубликованная в Œuvres de Rabelais (Париж: Garnier Freres, 1873)

Жан Гранвиль

Гранвиль, или Жан-Жак Гранвиль – псевдоним Жана Иньаса Исидора Жерара (13 сентября 1803 г., Нанси – 17 марта 1847 г., Ванве, О-де-Сен) — французский художник, дизайнер, карикатурист, иллюстратор и литограф.

Сначала карикатурист, затем иллюстратор из-за цензуры, он добился большого успеха при жизни, иллюстрируя на заказ такие важные произведения, как «Басни Лафонтена» или «Путешествия Гулливера». Он также способствовал признанию профессии иллюстратора, публикуя книги, в которых изображение и текст имеют равное значение, как, например, в «Другом мире» (1844). Его рисунки, связанные с символизмом , являются источником вдохновения для многих художников.

Жан Гранвиль. Портрет Эмиля Лассаля, 1840 год

Историки искусства и критики называли его «первой звездой великого века французской карикатуры» и описывали его иллюстрации как содержащие «элементы символического, сказочного и нелепого», сохраняя при этом чувство социального и «самое странное и пагубное преображение человеческой формы, когда-либо созданное романтическим воображением».

Антропоморфные овощи и зооморфные фигуры, населявшие его картины, предвосхитили и повлияли на работу поколений карикатуристов и иллюстраторов от Джона Тенниела, Гюстава Доре, Фелисьена Ропса до Уолта Диснея. Его также называли «протосюрреалистом», и им восхищались Андре Бретон и другие представители движения.

Самые известные работы с иллюстрациями Гранвиля:

  • Ла Фонтен, Басни, 258 гравюры на дереве, Париж, издатель Анри Фурнье, 1838-1840
  • Джонатан Свифт, «Путешествия Гулливера», 346 гравюры на древесине, 1838 г.
  • Даниэль Дефо, Робинзон Крузо, Париж, Библиотека Гарнье, 1840 г.
  • Хетцель. Сцены частной и общественной жизни животных, 320 гравюр на дереве, 1842 г.
  • Другой мир: Трансформации, видения, воплощения, вознесения, передвижения, исследования, странствия, экскурсии, станции, космогонии, фантасмагории, грезы, шалости, шалости, прихоти, метаморфозы, зооморфозы, литоморфозы, метемпсихозы, апофеозы и прочее; текст Таксиль Делорда, Париж: Х. Фурнье, 185 гравюр на древесине, 1844 г.
  • Сервантес, Гениальный Идальго Дон Кихот де ла Манча, 18 гравюр на дереве, 8 гравюр на металле, 1848. Опубликованные посмертно иллюстрации Карла Жирарде и Эжена Лами завершают работу, которую Гранвиль не смог завершить до своей смерти.
Два быка и лягушка. Гранвиль, рисунок графитным карандашом, бумага, коричневая и черная тушь, 87 x 112 мм. Этот рисунок взят из первой сюиты Гранвиля «Рисунки басен Лафонтена» и хранится в библиотеке Нанси, 1837 г.
Лиса и ворона. Гранвиль, иллюстрация к басням Ла Фонтена
Кузнечик и муравей. Гранвиль, иллюстрация к басням Ла Фонтена
Глиняный горшок и железный горшок. Гранвиль, иллюстрация к басням Ла Фонтена
Паровой концерт. Иллюстрация Жан-Жака Гранвиля для главы «Концерт на пару» из «Другого мира», 1844 г.
Первоапрельские дураки. Иллюстрация Жан-Жака Гранвиля для главы «Апрельское путешествие» из «Другого мира», 1844 г.
В футляре, прикрепленном к бутылке, находилась рукопись. Иллюстрация Жан-Жака Гранвиля для главы «Карнавал в цвету» из «Другого мира», 1844 г.

Поль Гаварни

Поль Гаварни – псевдоним Ипполита Сюльписа Гийома Шевалье (фр. Paul Gavarni, Hippolyte Sulpice Guillaume Chevalier, 13 января 1804, Париж — 23 ноября 1866, там же) — французского графика, карикатуриста, художника и книжного иллюстратора.

Замеченный аббатом Ла Мезанжера, опубликовавшим несколько своих работ в журнале Journal des dames et des mode, затем Эмилем де Жирарденом, он сотрудничал с La Mode. Его рисунки были также опубликованы в других газетах, таких как L’Artiste и L’Illustration, а также в их испанском эквиваленте La Ilustración, включая его серию курильщиков трубки.

Автопортрет Гаварни. 1842 г.

Около 1835 года он стал постоянным автором «Чаривари» , ежедневной сатирической газеты республиканской оппозиции. Его полностраничные литографии наиболее известны там наряду с литографиями Оноре Домье и по праву считаются оригиналами художника. В 1840-х годах он участвовал в иллюстрации работы Леона Курмера «Французы рисовали сами». Он также участвовал вместе с Гранвилем в публикациях Пьера-Жюля Эцеля, Le Diable à Paris, коллективных произведений, объединивших рассказы и статьи Бальзака, Жорж Санд, Шарля Нодье. Он является автором уникального сборника литературных текстов Les Douze mois, опубликованного в 1869 году.

Совместно с Гранвилем работал над иллюстрациями для книги Джонатана Свифта «Путешествия Гулливера», 1838 г.

«Путешествия Гулливера», иллюстрация Поль Гаварни (фр. Paul Gavarni), 1850-е
«Путешествия Гулливера», иллюстрация Поль Гаварни (фр. Paul Gavarni), 1850-е
Гулливер и Глюмдальклич (Glumdalclitch) в стране Великанов Бробдингнег, иллюстрация Поль Гаварни (фр. Paul Gavarni), Франция, 1850-х
Гулливер и Глюмдальклич (Glumdalclitch) в стране Великанов Бробдингнег, иллюстрация Поль Гаварни (фр. Paul Gavarni), Франция, 1850-х
Гулливер и Император Лилипутов (the Emperor of Lilliput) в стране Лилипутии, иллюстрация Поль Гаварни (фр. Paul Gavarni), Франция, 1850-х
Гулливер и Император Лилипутов (the Emperor of Lilliput) в стране Лилипутии, иллюстрация Поль Гаварни (фр. Paul Gavarni), Франция, 1850-х
«Путешествия Гулливера», иллюстрация Поль Гаварни (фр. Paul Gavarni), Франция, 1850-х
«Путешествия Гулливера», иллюстрация Поль Гаварни (фр. Paul Gavarni), Франция, 1850-х
Гулливер с королём и королевой страны Великанов Бробдингнег, иллюстрация Поль Гаварни (фр. Paul Gavarni), Франция, 1850-х
Гулливер с королём и королевой страны Великанов Бробдингнег, иллюстрация Поль Гаварни (фр. Paul Gavarni), Франция, 1850-х

Альбер Робида

Альбер Робида (14 мая 1848 г. – 11 октября 1926 г.) был французским иллюстратором, офортистом, литографом, карикатуристом, писателем-футуристом, романистом. Он редактировал и издавал журнал La Caricature в течение 12 лет. В 1880-х годах он написал известную трилогию футуристических романов. В 1900-х годах он создал 520 иллюстраций для еженедельного сериала Пьера Жиффара La Guerre Infernale. В 1880-е написал футуристическую трилогию романов, став предтечей стимпанка. Альбер Робида считается одним из предшественников жанров научной фантастики, антиципации и фэнтези.

Альбер Робида, Фотопортрет в: La Marmite в 1900 году, Париж.

В своих фантастических произведениях Робида довольно точно предугадал и изобразил концепции

  • танков,
  • линкоров,
  • авиацию,
  • средства транспорта будущего, такие как летательные аппараты,
  • такси,
  • городской транспорт, подобный региональной экспресс-сети и предку очень высокоскоростного поезда метро
  • видеотелефоны,
  • дистанционное обучение,
  • дистанционные покупки,
  • домофоны,
  • видеодомофоны,
  • видеодиски,
  • видеотеки,
  • телевидение,
  • реалити-шоу,
  • системы видеонаблюдения (включая концепцию Большого Брата под другим названием),
  • гигантский плоский экран,
  • видеопроектор,
  • домашний кинотеатр,
  • индивидуальная сеть связи типа Интернет,
  • телевизионная коммерция,
  • химическое оружие,
  • бактериологическое оружие,
  • противогаз,
  • техногенные катастрофы,
  • небоскрёбы,
  • гипсокартон
  • пробные браки (совместное проживание в форме “обручального путешествия” под надзором доверенного лица перед формальным заключением брака).

Так же Робида достаточно точно, хотя и иронично, описал концепцию клонирования и нервное истощение из-за информационной усталости.

Хотя Робида считается искусствоведами и историками литературы как предтеча классического паропанка, как и в дизельпанке, у Робида гораздо активнее используется электричество (роман о Жорже Лоррисе и Эстеллы Лакомб называется «Электрическая жизнь»).

Творчество Альбера Робида было вновь открыто благодаря его трилогии футуристических романов:

  • Le Vingtième Siècle («XX век», 1883)
  • La Guerre au vingtième siècle («Война в XX веке», 1887)
  • Le Vingtième siècle. La vie électrique («Двадцатый век. Электрическая жизнь», 1890)
Обложка книги «XX век» (франц. Le vingtième siècle; англ. The 20th century), Альбер Робида, Georges Decaux, Paris 1883 г.
“Maison tournante aérienne” (воздушный вращающийся дом). Один из рисунков Робиды для его книги «XX век» (Le Vingtième Siècle) 1883 года, концепция девятнадцатого века о жизни в двадцатом веке. Рисунок показывает жилую конструкцию, возвышающуюся над крышами и спроектированную так, чтобы вращаться и регулироваться в разных направлениях. Житель указывает на дирижабль с сумкой в ​​форме рыбы в небе внизу справа. Тушь по графитовому подрисунку, около 1883 года, цифровая реставрация.
Воздух лечит в горах: иллюстрация к книге «XX век» (Le Vingtième Siècle) 1883 года французского иллюстратора и писателя-фантаста Альбера Робида (1848-1926). Описание Библиотеки Конгресса: «На рисунке изображен дирижабль «Cures d’air», поддерживающий «Pension Bellevue» для лиц, нуждающихся в медицинской помощи и плавающий над горным регионом. Одна из концепций художника для его книги о жизни в предстоящем двадцатом веке. Опубликовано в «Le Vingtième Siècle» Альбером Робидой, Париж: G. Decaux, 1883
«Театр дома через телефоноскоп», оригинальный рисунок Альберта Робиды, выполненный пером и тушью, воспроизведен в его романе «Le Vingtième Siècle» , Париж, Жорж Деко, 1883, с. 56. Частная коллекция.
Обложка книги «Война в XX веке» (франц. La Guerre au vingtième siècle; англ. War in the 20th century), Альбер Робида, Georges Decaux, Paris 1887 г.
Обложка книги «Двадцатый век. Электрическая жизнь», Альбер Робида, 1890
Выпуск оперы в 2000 году (около 1882 г.), литография Альбера Робида, Вашингтон, Библиотека Конгресса. Футуристический вид на самолеты в Париже, где сидят люди, выходящие из оперы. Изображены различные типы летательных аппаратов, такие как автобусы и лимузины, полиция, патрулирующая небо, и женщины за рулем собственных транспортных средств. Раскрашенная вручную литография
Отправление в помолвочную поездку (Départ pour le Voyage de fiançailles). «Двадцатый век. Электрическая жизнь», Альбер Робида, 1890
Сульфатин захватывает телебудку. «Двадцатый век. Электрическая жизнь», Альбер Робида, 1890
Фотохудожники. «Двадцатый век. Электрическая жизнь», Альбер Робида, 1890
Крупные подводные маневры. — Подводный монитор застигнут врасплох торпедными катерами. «Двадцатый век. Электрическая жизнь», Альбер Робида, 1890
Запутанный район. «Двадцатый век. Электрическая жизнь», Альбер Робида, 1890

В дополнение к его футуристическим произведениям выделяется работа «Часы минувших столетий» (1902), с изменениями парадигмы реверсивной хронологии, что по мнению некоторых из его критиков, предвосхитило идею Филиппа Дика из романа «Counter-Clock World» (1967 г. в российской переводе «Время, назад»).

Существует медийная легенда, что Робида утратил популярность во время Первой мировой, когда его прогнозы начали сбываться с ужасающей точностью, сам испугался и своих пророчащих творений, перестал рисовать. Фактически же 66-летний художник оставил работу и вышел на пенсию, поскольку французская фантастическая литература и графическая мода ушли вперёд, а военные будни на время отодвинули развлекательный жанр.

В 1919-м году Робида выпустил повесть «В 1965-м году», а в 1925-м — роман «Шале в воздухе». В 1919 году Робида сказал в интервью по случаю выхода своей книги о людях будущего:

«Они будут проживать свою повседневную жизнь в колесах полностью механизированного мира до такой степени стремительно, что я удивлюсь, как они будут успевать наслаждаться самыми простыми доступными нам удовольствиями: тишиной и одиночеством. Но так как они вообще ничего из этого не узнают, то и не пропустят».

В 1880 году вместе с издателем Жоржем Деко он основал собственный журнал «La Caricature», которым руководил в течение двенадцати лет и в котором дебютировали Каран д’Аш, Луи Морен, Фердинанд Бак, Жоб, Морис Радиге. Он иллюстрирует туристические путеводители, популярные исторические произведения, литературную классику:

  • Вийона,
  • Рабле,
  • Сервантеса,
  • Свифта,
  • Шекспира,
  • «Сто сказок дролатиков» Оноре де Бальзака,
  • «Тысячу и одну ночь»

Эмиль Байяр

Эмиль Антуан Байяр (фр. Émile-Antoine Bayard) — французский художник и график. Родился 2 ноября 1837 года в коммуне Ля-Ферте-су-Жуарр, умер 6 декабря 1891 года в Каире. Наиболее известен своими иллюстрациями к книге Виктора Гюго «Отверженные».

Эмиль-Антуан Байярд, фотограф Фердинанд Мульнье.
Книга X «Отверженных» , фронтиспис: «5 июня 1832 года». Рисунок и гравюра Эмиля Баяра. Издание книжного магазина Пауля Оллендорфа, 1906 год.
Отверженные: Четвертая часть. Фронтиспис: «L’Idyle rue Plumet – L’Epopée rue St Denis», рисунок Эмиля Баяра, гравюра Фортюне-Луи Мёля. Издание книжного магазина Пауля Оллендорфа, 1906 год.
Козетта — героиня романа Гюго «Отверженные», рисунок Эмиля Байяра, 1862
Иллюстрация Гавроша из «Отверженных» Виктора Гюго, рисунок Эмиля Байяра

Также выполнял иллюстрации к произведениям:

  • «Франсуа Горбуна и генерала Дуракина » графини Сегюр,
  • «Хижина дяди Тома» Гарриет Бичер-Стоу,
  • «Бессмертный» Альфонса Доде,
  • «От Земли до Луны и вокруг Луны» Жюля Верна.

В Hetzel он отвечает за иллюстрацию Ромена Кальбриса в “Приключениях Ромена Кальбри” Гектора Мало. Эмиль Антуан Байяр также создаёт картины, углём и рисунки на разные темы:

  • война 1870 года,
  • исторические сражения («После битвы при Ватерлоо» , 1875),
  • жанровые сцены ( «Дуэль женщин» , «Дело чести» ),
  • портреты ( «Портрет командора Франкетти» , Портрет полковника де Монбризона ).
Top.Mail.Ru