С детства испытывая слабость к живописи, кроме как в литературных произведениях, наслаждаться картинами я не мог. В основном это были иллюстрации детских книг и приключенческих романов. Я даже опубликовал галерею 6 советских иллюстраторов, рисунки которых узнает каждый – иногда я заглядываю туда и наслаждаюсь картинками из юности.
Сегодня при наличии интернета я получил возможность узнавать и открывать для себя талантливых иллюстраторов, с работами которых я либо вовсе не был знаком, либо был знаком в ограниченном количестве книг. Часть книг с шикарными гравюрами прошлых лет я уже успел собрать в свою Винтажную коллекцию – в ней, уважаемые друзья, можно посмотреть необычайно удивительно иллюстрированные старинные книги и даже приобрести понравившуюся.
Погружаясь в мир книг, я хочу поделиться с Вами, дорогие друзья, своим списком 10 иллюстраторов, которыми я бесконечно восхищаюсь:
Гюстав Доре
Луи Огюст Гюстав Доре (фр. Louis Auguste Gustave Dore; 6 января 1832, Страсбург — 23 января 1883, Париж) — французский иллюстратор, график, карикатурист, живописец, литограф и скульптор; один из самых плодовитых и популярных мастеров книжной иллюстрации XIX века. Его работы как иллюстратора были признаны во всем мире еще при его жизни одними из самых важных достижений века за непревзойдённую игру света и тени.
Он наиболее известен своими плодовитыми гравюрами на дереве, иллюстрирующими классическую литературу, особенно для Библии Вульгаты и «Божественной комедии» Данте. Иллюстрации достигли большого международного успеха, и он стал известен как гравёр, хотя его роль обычно заключалась только в качестве дизайнера; на пике карьеры для резки его рисунков на деревянных печатных блоках было нанято около 40 резчиков по дереву, которые обычно также подписывали изображение. Гюстав Доре создал более 10 000 иллюстраций, самые важные из которых были скопированы с помощью электротипического процесса с использованием цилиндрических печатных машин, что позволило публиковать очень большие тиражи одновременно во многих странах.
Художник написал иллюстрации ко многим литературным произведениям – вот самые известные:
- «Гаргантюа и Пантагрюэль» Франсуа Рабле
- «Озорные рассказы» Оноре де Бальзака
- «Божественная комедия» Данте Алигьери
- сказки Шарля Перро,
- Приключения барона Мюнхгаузена
- «Дон Кихот» Мигеля де Сервантеса
- «Басни де Лафонтена»
Жан Гранвиль
Гранвиль, или Жан-Жак Гранвиль – псевдоним Жана Иньаса Исидора Жерара (13 сентября 1803 г., Нанси – 17 марта 1847 г., Ванве, О-де-Сен) — французский художник, дизайнер, карикатурист, иллюстратор и литограф.
Сначала карикатурист, затем иллюстратор из-за цензуры, он добился большого успеха при жизни, иллюстрируя на заказ такие важные произведения, как «Басни Лафонтена» или «Путешествия Гулливера». Он также способствовал признанию профессии иллюстратора, публикуя книги, в которых изображение и текст имеют равное значение, как, например, в «Другом мире» (1844). Его рисунки, связанные с символизмом , являются источником вдохновения для многих художников.
Историки искусства и критики называли его «первой звездой великого века французской карикатуры» и описывали его иллюстрации как содержащие «элементы символического, сказочного и нелепого», сохраняя при этом чувство социального и «самое странное и пагубное преображение человеческой формы, когда-либо созданное романтическим воображением».
Антропоморфные овощи и зооморфные фигуры, населявшие его картины, предвосхитили и повлияли на работу поколений карикатуристов и иллюстраторов от Джона Тенниела, Гюстава Доре, Фелисьена Ропса до Уолта Диснея. Его также называли «протосюрреалистом», и им восхищались Андре Бретон и другие представители движения.
Самые известные работы с иллюстрациями Гранвиля:
- Ла Фонтен, Басни, 258 гравюры на дереве, Париж, издатель Анри Фурнье, 1838-1840
- Джонатан Свифт, «Путешествия Гулливера», 346 гравюры на древесине, 1838 г.
- Даниэль Дефо, Робинзон Крузо, Париж, Библиотека Гарнье, 1840 г.
- Хетцель. Сцены частной и общественной жизни животных, 320 гравюр на дереве, 1842 г.
- Другой мир: Трансформации, видения, воплощения, вознесения, передвижения, исследования, странствия, экскурсии, станции, космогонии, фантасмагории, грезы, шалости, шалости, прихоти, метаморфозы, зооморфозы, литоморфозы, метемпсихозы, апофеозы и прочее; текст Таксиль Делорда, Париж: Х. Фурнье, 185 гравюр на древесине, 1844 г.
- Сервантес, Гениальный Идальго Дон Кихот де ла Манча, 18 гравюр на дереве, 8 гравюр на металле, 1848. Опубликованные посмертно иллюстрации Карла Жирарде и Эжена Лами завершают работу, которую Гранвиль не смог завершить до своей смерти.
Поль Гаварни
Поль Гаварни – псевдоним Ипполита Сюльписа Гийома Шевалье (фр. Paul Gavarni, Hippolyte Sulpice Guillaume Chevalier, 13 января 1804, Париж — 23 ноября 1866, там же) — французского графика, карикатуриста, художника и книжного иллюстратора.
Замеченный аббатом Ла Мезанжера, опубликовавшим несколько своих работ в журнале Journal des dames et des mode, затем Эмилем де Жирарденом, он сотрудничал с La Mode. Его рисунки были также опубликованы в других газетах, таких как L’Artiste и L’Illustration, а также в их испанском эквиваленте La Ilustración, включая его серию курильщиков трубки.
Около 1835 года он стал постоянным автором «Чаривари» , ежедневной сатирической газеты республиканской оппозиции. Его полностраничные литографии наиболее известны там наряду с литографиями Оноре Домье и по праву считаются оригиналами художника. В 1840-х годах он участвовал в иллюстрации работы Леона Курмера «Французы рисовали сами». Он также участвовал вместе с Гранвилем в публикациях Пьера-Жюля Эцеля, Le Diable à Paris, коллективных произведений, объединивших рассказы и статьи Бальзака, Жорж Санд, Шарля Нодье. Он является автором уникального сборника литературных текстов Les Douze mois, опубликованного в 1869 году.
Совместно с Гранвилем работал над иллюстрациями для книги Джонатана Свифта «Путешествия Гулливера», 1838 г.
Альбер Робида
Альбер Робида (14 мая 1848 г. – 11 октября 1926 г.) был французским иллюстратором, офортистом, литографом, карикатуристом, писателем-футуристом, романистом. Он редактировал и издавал журнал La Caricature в течение 12 лет. В 1880-х годах он написал известную трилогию футуристических романов. В 1900-х годах он создал 520 иллюстраций для еженедельного сериала Пьера Жиффара La Guerre Infernale. В 1880-е написал футуристическую трилогию романов, став предтечей стимпанка. Альбер Робида считается одним из предшественников жанров научной фантастики, антиципации и фэнтези.
В своих фантастических произведениях Робида довольно точно предугадал и изобразил концепции
- танков,
- линкоров,
- авиацию,
- средства транспорта будущего, такие как летательные аппараты,
- такси,
- городской транспорт, подобный региональной экспресс-сети и предку очень высокоскоростного поезда метро
- видеотелефоны,
- дистанционное обучение,
- дистанционные покупки,
- домофоны,
- видеодомофоны,
- видеодиски,
- видеотеки,
- телевидение,
- реалити-шоу,
- системы видеонаблюдения (включая концепцию Большого Брата под другим названием),
- гигантский плоский экран,
- видеопроектор,
- домашний кинотеатр,
- индивидуальная сеть связи типа Интернет,
- телевизионная коммерция,
- химическое оружие,
- бактериологическое оружие,
- противогаз,
- техногенные катастрофы,
- небоскрёбы,
- гипсокартон
- пробные браки (совместное проживание в форме “обручального путешествия” под надзором доверенного лица перед формальным заключением брака).
Так же Робида достаточно точно, хотя и иронично, описал концепцию клонирования и нервное истощение из-за информационной усталости.
Хотя Робида считается искусствоведами и историками литературы как предтеча классического паропанка, как и в дизельпанке, у Робида гораздо активнее используется электричество (роман о Жорже Лоррисе и Эстеллы Лакомб называется «Электрическая жизнь»).
Творчество Альбера Робида было вновь открыто благодаря его трилогии футуристических романов:
- Le Vingtième Siècle («XX век», 1883)
- La Guerre au vingtième siècle («Война в XX веке», 1887)
- Le Vingtième siècle. La vie électrique («Двадцатый век. Электрическая жизнь», 1890)
В дополнение к его футуристическим произведениям выделяется работа «Часы минувших столетий» (1902), с изменениями парадигмы реверсивной хронологии, что по мнению некоторых из его критиков, предвосхитило идею Филиппа Дика из романа «Counter-Clock World» (1967 г. в российской переводе «Время, назад»).
Существует медийная легенда, что Робида утратил популярность во время Первой мировой, когда его прогнозы начали сбываться с ужасающей точностью, сам испугался и своих пророчащих творений, перестал рисовать. Фактически же 66-летний художник оставил работу и вышел на пенсию, поскольку французская фантастическая литература и графическая мода ушли вперёд, а военные будни на время отодвинули развлекательный жанр.
В 1919-м году Робида выпустил повесть «В 1965-м году», а в 1925-м — роман «Шале в воздухе». В 1919 году Робида сказал в интервью по случаю выхода своей книги о людях будущего:
«Они будут проживать свою повседневную жизнь в колесах полностью механизированного мира до такой степени стремительно, что я удивлюсь, как они будут успевать наслаждаться самыми простыми доступными нам удовольствиями: тишиной и одиночеством. Но так как они вообще ничего из этого не узнают, то и не пропустят».
В 1880 году вместе с издателем Жоржем Деко он основал собственный журнал «La Caricature», которым руководил в течение двенадцати лет и в котором дебютировали Каран д’Аш, Луи Морен, Фердинанд Бак, Жоб, Морис Радиге. Он иллюстрирует туристические путеводители, популярные исторические произведения, литературную классику:
- Вийона,
- Рабле,
- Сервантеса,
- Свифта,
- Шекспира,
- «Сто сказок дролатиков» Оноре де Бальзака,
- «Тысячу и одну ночь»
Эмиль Байяр
Эмиль Антуан Байяр (фр. Émile-Antoine Bayard) — французский художник и график. Родился 2 ноября 1837 года в коммуне Ля-Ферте-су-Жуарр, умер 6 декабря 1891 года в Каире. Наиболее известен своими иллюстрациями к книге Виктора Гюго «Отверженные».
Также выполнял иллюстрации к произведениям:
- «Франсуа Горбуна и генерала Дуракина » графини Сегюр,
- «Хижина дяди Тома» Гарриет Бичер-Стоу,
- «Бессмертный» Альфонса Доде,
- «От Земли до Луны и вокруг Луны» Жюля Верна.
В Hetzel он отвечает за иллюстрацию Ромена Кальбриса в “Приключениях Ромена Кальбри” Гектора Мало. Эмиль Антуан Байяр также создаёт картины, углём и рисунки на разные темы:
- война 1870 года,
- исторические сражения («После битвы при Ватерлоо» , 1875),
- жанровые сцены ( «Дуэль женщин» , «Дело чести» ),
- портреты ( «Портрет командора Франкетти» , Портрет полковника де Монбризона ).