Поддержать Олега Эйхе через VK Donut

Антикварная книга с шикарными иллюстрациями Серова: Некрасов – Кому на Руси жить хорошо 1951 г. – Винтажная коллекция Олега Эйхе

Красочная обложка с тиснением антикварной книги Николая Алексеевича Некрасова – “Кому на Руси жить хорошо” 1951 года. На переплёте часть картины Гриша Добросклонов. «Пир на весь мир”». гл. IV «Доброе время – добрые песни». Бумага, итальянский карандаш, художник Валентин Александрович Серов
Шикарная цветная иллюстрация на фронтисписе автора антикварной книги Николая Алексеевича Некрасова – “Кому на Руси жить хорошо” 1951 года, оформленная талантливой рукой художника Валентина Александровича Серова

Аннотация Олега Эйхе к антикварной книге Николая Алексеевича Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” 1951 года

«Кому на Руси жить хорошо» – последняя неоконченная эпическая поэма Николая Алексеевича Некрасова, выдающегося русского поэта, писателя, критика и успешного издателя, с удивительными цветными и черно-белыми иллюстрациями Валентина Александровича Серова, известнейшего русского живописца, одного из главных и наиболее популярных портретистов русского модерна, академика (с 1898), действительного члена (1903—1905) Императорской Академии художеств.

Поэма, которую Некрасов начал публиковать в январе 1866 года в «Современнике» и «Отечественных записках» состоит из 4 частей и повествует о путешествии семерых крестьянских мужиков по всей Руси, объединенных идеей найти хотя бы одного счастливого человека. В прологе они находят самодельную скатерть, которая их прокормит, и отправляются в путь. Крестьяне делают несколько предположений о том, кто может жить счастливо на Руси:

  • помещик,
  • чиновник,
  • священник (в поэме используется термин “поп”),
  • купец,
  • боярин,
  • министр,
  • царь.

Действие происходит вскоре после отмены крепостного права в Российской империи. Четвёртая её часть, «Пир – на весь мир» (1876–1877), осталась незаконченной.

Не видя вокруг ничего, кроме страданий и несправедливости, крестьяне с удивлением обнаруживают, что даже те, кто считается успешными, находят жизнь здесь совершенно неудовлетворительной. Они решают не возвращаться домой, пока не найдут правильный ответ.

История публикации и первое издание

Некрасов начал работать над поэмой вскоре после того, как в марте 1861 года был опубликован царский манифест об отмене крепостного права.

Черновой вариант Пролога, а также Часть 1 были готовы к 1863 году; первая глава последней была опубликована в выпуске «Отечественных записок» за январь 1869 года. Вся Часть 1 появилась в 1873 году в (5-м) издании «Сочинений» Н. Некрасова. Это единственная часть без названия.

Часть 2 – «Последыш» – была написана в конце 1872 года и напечатана в выпуске «Отечественных записок» за февраль 1873 года.

Часть 3 – «Крестьянка» – была опубликована в «Отечественных записках» № 1 за 1874 год. Во всех посмертных изданиях «Крестьянка» фигурировала как часть 2, а «Последыш» следовал за ней.

В 1876–1877 годах Некрасов напряжённо работал над четвёртой частью «Пир на весь мир», но смерть от рака 28 декабря 1877 года (по старому стилю) помешала ему закончить её.

Первое отдельное издание «Кому на Руси жить хорошо» появилось в 1880 году в урезанном виде. Полное издание вышло в 1881 году в однотомнике «Стихотворения Н. А. Некрасова», изданном Михаилом Матвеевичем Стасюлевичем.

Одной из отличительных черт поэмы является ее близость к русскому поэтическому фольклору. Работая над ней, Некрасов использовал многочисленные академические источники и этнографические коллекции. Он также внес в нее некоторые из своих собственных находок.

По словам русского писателя и видного деятеля “народничества” Глеба Ивановича Успенского:

Некрасов в течение двадцати лет «слово за словом» собирал кусочки и отрывки, которые он позже использовал в поэме.

Г.И.Успенский

Один из самых популярных детских поэтов на русском языке Корней Иванович Чуковский так сказал о трудах Некрасова:

Некрасов работал с русским фольклором не как переписчик, а как настоящий художник… Он сумел вплести богатое и сложное множество русских пословиц и поговорок в обширный гобелен, руководствуясь идеологическими линиями с большим вкусом

К.И.Чуковский

Проблемы с цензурой

Все четыре части поэмы имели свои проблемы с цензурой. Часть 4, которая должна была появиться в номере «Отечественных записок» за ноябрь 1876 года, была вообще запрещена. А.Петров, глава цензурного комитета Санкт-Петербурга, сообщил журналу, что он будет немедленно закрыт, если будет продолжена предполагаемая публикация. Для теперь уже неизлечимо больного автора это оказалось тяжелым ударом.

По словам сестры Анны Алексеевны Некрасовой, 19 ноября поэт «послал за цензором Петровым и в течение двух часов доказывал ему, что в 4-й части нет ничего предосудительного. Он даже предположил, что некоторые строки в первых частях поэмы, возможно, больше заслуживали запрета… Петров пыхтел, смахивал пот с лица, изредка причитая: «Успокойся, Николай Алексеевич… Как поправишься, кое-что исправишь, и это пройдет…» В последней отчаянной попытке умилостивить цензоров Некрасов вычеркнул из 4-й части несколько фрагментов (в том числе три песни) и добавил две строки, прославляющие царя Александра II ( Славься, народу / давший свободу ).

Подбадриваемый Достоевским, который (ошибочно) сообщил ему, что профессор Н.Н.Григорьев, начальник правительственного отдела печати и издательств, выразил готовность снять запрет на публикацию заключительной части поэмы, Некрасов обратился к последнему с просьбой о помощи в личном письме:

«Я сделал некоторые уступки по требованию цензора [Лебедева] и выкинул «Солдатскую песню» вместе с двумя другими песнями, но выкинуть «Историю Якова», — а он считает это необходимым для того, чтобы избежать ареста и книги, и журнала, — я не могу, ибо это сделало бы всю эту затею бессмысленной. Безобразие крепостного права в его крайней форме показано здесь для того, чтобы подчеркнуть великую нравственную ценность его отмены. Как можно ругать поэму за то, что в ней есть мрачные песни и сцены из времен крепостного права? В ней есть и надежда. Окончательный вердикт зависит от вашего превосходительства. Что касается меня, то я теперь жалею, что пришлось вырезать эти фрагменты, я сделал это вопреки собственным убеждениям»

Из письма Н.А.Некрасова начальнику правительственного отдела печати и издательств профессору Н.Н.Григорьеву

Видимо, Григорьев не был впечатлен аргументом Некрасова, так как заключительная часть поэмы осталась под запретом.

В январе 1881 года, через три года после смерти Некрасова, когда политическое напряжение спало, Салтыков-Щедрин снова представил последнюю главу на рассмотрение цензора. Н. С. Абаза, сменивший Н.Н.Григорьева на посту начальника отдела печати и издательства, не нашел в ней ничего предосудительного, и тот же цензор Лебедев подписал разрешение. В выпуске «Отечественных записок» за февраль 1881 года «Пир на весь мир» был опубликован впервые, хотя и со всеми сокращениями, которые сделал сам Некрасов.

Заметив в корректуре стих, прославляющий царя, Анна Некрасова напомнила Салтыкову, что он был написан под давлением, и попросила его убрать. Салтыков ответил, что менять уже поздно, к тому же именно этот вариант был одобрен Абазой. По какой-то причине Анна Некрасова решила не удалять хвалебные фрагменты из текста, когда сама руководила им для издания 1881 года «Сочинений Н. А. Некрасова». Это было сделано десятилетия спустя, начиная с советского издания 1927 года.

Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» 1951 г.: видео книги из Винтажной коллекции Олега Эйхе

В настоящее время антикварное издание 1951 года с цветными иллюстрациями живописца Валентина Серова является большой редкостью! Великолепное состояние данной книги и необычайное качество шикарных репродукций можно оценить по видео сюжету:

Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» 1951 г.: фото книги из Винтажной коллекции Олега Эйхе

В настоящее время антикварное издание 1951 года с цветными иллюстрациями живописца Валентина Серова является большой редкостью! Великолепное состояние данной книги и необычайное качество шикарных репродукций можно оценить по фото:

Легендарная неоконченная поэма Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” 1951 года! Винтажная коллекция Олега Эйхе

  • Автор: Н.А.Некрасов
  • Художник: В.А.Серов
  • Издательство: «Гослитиздат» – Государственное Издательство Художественной Литературы
  • Место издания: Москва-Ленинград
  • Тип переплёта: твёрдый
  • Формат: Увеличенный альбомный
  • Состояние: Отличное
  • Количество страниц: 164
  • Год: 1951
  • Доставка: отправляeм в другиe регионы любым сервисом (Авито, Яндекс, 5post, Сдэк, Боксбeрpи, Почта Pосcии).
  • Цена: договорная
  • Для заказа: Контакты
Top.Mail.Ru