Первый российский автомобиль Самодвижущийся экипаж-Бензиномотор был представлен в 1896 году на XVI Всероссийской промышленно-художественной выставке в Нижнем Новгороде – Первый российский автомобиль (Автомобиль Фрезе и Яковлева) на базе самодвижущегося экипажа, собранный на каретной фабрике Петра Фрезе с использованием двигателя Евгения Яковлева.
Это была двухместная заднемоторная коляска с одноцилиндровым четырехтактным двигателем, мощностью 2 лошадиных силы. Деревянные колёса оборудовались сплошными резиновыми шинами, пневматические шины появились в России через 2 года в 1898 году.
Пётр Александрович Фрезе
Пётр Александрович Фрезе — российский промышленник и изобретатель, родившийся 12 марта 1844 года в Санкт-Петербурге в дворянской семье. В 1865 году П. А. Фрезе окончил Санкт-Петербургский горный институт, получив диплом и право на чин подпоручика, около 9 лет служил на предприятиях Алтайского горного округа. С 1868 года, — приставом плавильного производства Павловского завода, затем в той же должности на Барнаульском сереброплавильном заводе.
в 1874 году Пётр Фрезе в чине титулярного советника вышел в отставку, переехал в столицу и занялся экипажестроением, основав собственное предприятие — фабрику конных экипажей (повозок), которая с 1893 года и до конца 1899 года называлась экипажной фабрикой «Фрезе и К°»
На Всемирной выставке в Чикаго (июнь 1893) продукция экипажной фабрики Фрезе была награждена бронзовой медалью и почётным дипломом. Там же Пётр Фрезе познакомился со своим автомобильным партнёром – Евгением Яковлевым.
Евгений Александрович Яковлев
Евгений Александрович Яковлев – лейтенант Российского Флота, создатель отечественного двигателя внутреннего сгорания и один из конструкторов первого российского серийного автомобиля, родился в 1857 году в Санкт-Петербургской губернии. До 1867 года воспитывался в приготовительном пансионе Николаевского кавалерийского училища, с 1867 по 1875 год проходил учебу в Николаевских морских юнкерских классах, по окончании которых в 1875 году был определён во флот юнкером.
После ухода в отставку в 1884 году Е. А. Яковлев начал работать над двигателями внутреннего сгорания, первоначально над газовыми и нефтяными. На целый ряд таких устройств им были получены привилегии (патенты). Пробовал переделать газовые двигатели системы Н. Отто для работы на жидком топливе.
В 1889 году был изготовлен первый двигатель внутреннего сгорания на жидком топливе конструкции Яковлева, который выдержал все испытания и даже выгодно продан. На VIII съезде Русского общества естествоиспытателей Яковлев сделал сообщение об итогах работы по созданию двигателя на жидком топливе, которое вызвало большой интерес. Новейший двигатель его конструкции был выставлен в лаборатории Д. И. Менделеева, который высоко оценил труды отставного лейтенанта. Начали поступать заказы и в 1891 году было уже изготовлено двадцать двигателей конструкции Яковлева. Для расширения производства вместо мастерской 6 апреля 1891 года был основан «Машиностроительный, чугунно- и меднолитейный завод Е. А. Яковлева», располагавшийся в Санкт-Петербурге по адресу: Большая Спасская улица, 28. Завод выпускал нефтяные, газовые и бензиновые двигатели внутреннего сгорания, а также системы отопления на их основе. Завод был хорошо оборудован — имел 58-ти сильную паровую машину, 20-ти сильный керосиновый двигатель, два газовых двигателя мощностью по 4 лошадиных силы. Объём выпуска двигателей составлял несколько десятков двигателей в год.
В 1893 году на Всемирной выставке в Чикаго были представлены двигатели внутреннего сгорания на жидком топливе, построенные на заводе Яколева. Выставочный комитет наградил завод и его владельца бронзовой медалью и почётным дипломом выставки. В Чикаго Яковлев и Фрезе, также принимавший участие во Всемирной выставке, познакомившись с автомобилем немецкого производства «Бенц» модели «Вело», решили построить свой российский автомобиль.
«Самодвижущийся экипаж» бензиномотор
Создавая автомобиль, Яковлев и Фрезе опирались на конструкцию легких конных колясок. Колеса у тех были довольно крупными, чтобы поглощать дорожные толчки, и вращались на бронзовых втулках. Двигатель и трансмиссию автомобиля разработал Евгений Яковлев. Обратив внимание на ошибки Бенца, он усовершенствовал некоторые принципы работы, и двигатель первой российской машины был более легким, а мощность его составляла две лошадиные силы. Кроме того, механизм Яковлев снабдил испарительной системой охлаждения. Когда двигатель работал, вода кипела, пар шел в конденсатор, охлаждался и конденсировался в воду. Часть ее потом испарялась. Тридцатилитровый запас воды помещался в двух боковых баках, сделанных из латуни. Конденсатор представлял собой длинный горизонтальный цилиндр и находился за спинкой сиденья. Зажигание двигателя Яковлев сделал электрическим.
Петр Фрезе отвечал за создание шасси. Рессоры передней подвески он прикрепил рядом с колесами. Хотя коляска автомобиля была относительно нетяжелой (320 килограммов), Фрезе принял в расчет особенности булыжных мостовых и добавил конструкции прочности. Колеса машины он сделал деревянными с обычными сплошными резиновыми шинами. Максимальная скорость автомобиля достигала 21 км/ч, а передвигаться на нем без дозаправки можно было 20 километров. Вмещала машина двух пассажиров. Цену изобретения установили в полторы тысячи рублей – вдвое дешевле немецких и французских. Для сравнения: лошадь тогда стоила 50 рублей, а среднее жалованье рабочего составляло 25 рублей в месяц.
Причина отсутствия успеха
Через пять дней после «премьеры» на XVI Всероссийской промышленно-художественной выставке в Нижнем Новгороде машину осмотрел Николай II. К сожалению, изобретение Яковлева – Фрезе не слишком заинтересовало императора, и его сдержанная реакция во многом определила печальную судьбу автомобиля. Несмотря на то что конструкторы продолжали работу над машинами, выпуск их на заводе длился всего пару лет.
После смерти Яковлева, с 1900 года Фрезе был вынужден выпускать автомобили с французскими двигателями.