Поддержать Олега Эйхе через VK Donut

Отправляюсь в Карелию по следам Великого путешественника. Часть 2. Реболы. Аконлахти. Костомукшский заповедник – Путевой очерк-обзор Олега Эйхе

Первая часть маршрута Элиаса Лённрота: Рускеала. Сортавала. Валаам

Доброго времени суток, уважаемые, дорогие друзья! В этой второй части я вновь отправлюсь в Родную Карелию по следам финского исследователя-лингвиста. Это будет его третье путешествие, поскольку второе прервалось по непредвиденным обстоятельствам – на период вспышки холеры, из-за эпидемии его срочно вызвали в Хельсинки:

Лённрот отправился из Хельсинки 28 мая 1831 года, намереваясь северным путем попасть в Беломорскую Карелию. Он миновал Рауталампи, Пиелавеси и Ийсалми, дошел до Каяни, а оттуда по глухим местам через деревни Вуосанка, Микиття и Хярмяярви добрался до местечка Куусамо, что на границе с Россией, где его поездка неожиданно прервалась. 6 августа Лённрота настигло письмо медицинского управления, в котором собирателю рун предписывалось вернуться обратно в южную Финляндию для борьбы с начавшейся в стране эпидемией холеры. 22 августа Лённрот вернулся в Хельсинки.

Из книги «Путешествия Элиаса Леннрота: путевые заметки, дневники, письма: 1828 – 1842»

Третье по счёту путешествие для писателя и второе для меня, поскольку именно в этот раз ему удалось попасть в Беломорскую Карелию и оставить интересные заметки о жизни наших предков – карелов.

Кстати, в Винтажной коллекции Олега Эйхе есть подробное описание книги Элиаса Лённрота Калевала 1985 года, откуда можно узнать много интересного об этом популярнейшем карело-финском эпосе и его героях.

Основной моей целью является: сравнить интересные места в Карелии, увиденные глазами Элиаса Лённрота с тем, что есть сейчас. Я отметил в конструкторе Яндекс карт Третье путешествие Элиаса Лёнротта из Финляндии по Карелии:

Как можно видеть на карте (её можно увеличивать до любого масштаба), путь писателя был достаточно сложен:

В свою третью поездку Лённрот отправился из Лаукко 13 июля 1832 года. Почти до самой границы его сопровождали два студента, с которыми он прошел через Тампере, Ювясюоля, Куопио, Каави, Нилсия до Нурмес, где 25 августа расстался с попутчиками и приступил к сбору рун. Из Саунаярви — северо-восточной окраины прихода Нурмес — Лённрот отправился за границу, в Колвасъярви, оттуда через село Репола, деревни Каскиниеми, Роуккула и Мийноа — в Аконлахти. Дальше на север Лённрот не попал, а вернулся через Лентийра, Каяни, Куопио и Порво в Хельсинки, куда прибыл 17 сентября.

Из книги «Путешествия Элиаса Леннрота: путевые заметки, дневники, письма: 1828 – 1842»

Для удобства понимания следует объяснить – в книге приводятся названия мест, произносимые на финском языке, по-карельски и в российской топонимике этим местам даны иные наименования:

  • Колвасъярви (фин. Kolvasjarvi) – Колвасозеро (карел. Kolvasjärvi) — деревня в составе Ребольского сельского поселения Муезерского района Республики Карелия.
  • Репола (фин. Repola) – Реболы (карел. Rebol´ä) — село и административный центр Ребольского сельского поселения Муезерского района Республики Карелия.
  • Роуккула (фин. Roukkula) – последнее упоминание деревня Ровколы, Муезерский р-н КАССР
  • Мийноа (фин. Miinoa) – последнее упоминание Минозеро, Муезерский р-н КАССР. На карте я нашёл озеро Минозеро на территории Костомукшского городского округа Республики Карелии
  • Аконлахти (фин. Akonlahti) – ныне это нежилая деревня Аконлахти, или урочище Бабья Губа, Калевальский район Республики Карелии
  • Каскиниеми – о ней мне не удалось найти упоминания.

Итак, отправимся в путь по следам Великого путешественника…

Вот что пишет Элиас Лённрот о начале экспедиции по русской Карелии:

На следующее утро я отправился дальше, наняв одного мужчину проводить меня до Колвасъярви — первой русской деревни, что в двух с лишним милях отсюда. Мы прошли по сухим грядам, расположенным параллельно и поросшим сосняком, между которыми были болота.

Здесь я решил поискать в интернете фотографии с тех мест и к моему великому сожалению ничего не нашёл. О деревне Колвасозеро (Колвасъярви) есть только коротенькие заметки в пару строк и более ничего. Но неравнодушные жители села Реболы иногда добавляют в соцсеть Вконтакте удивительные фото тех мест – огромное им спасибо!

В окрестностях Реболы. Автор фото: Татьяна Моисеева https://vk.com/photo-496236_288465890

Кстати, как я не раз говорил, многие карельские озёра имеют шикарный песчаный берег:

Из альбома “Пейзажи” группы “Реболы – наш родной дом!” Автор фото: Мария Шестакова https://vk.com/photo-496236_312250096

А вот что-то похожее на болото, описываемое Лённротом, но в качестве приятного момента – целое поле ароматной морошки:

Фотоальбом “Ребольские зарисовки – морошковый рай” https://reboly.ucoz.ru/photo/15-0-862-3?1721328316

Однако, нужно понимать, что финский писатель следовал сложнейшим маршрутом почти 2 века назад и вот что он отметил:

Чтобы лучше представить себе эту местность, можно вообразить, что когда-то здесь все было покрыто водой, которая, придя в движение, образовала огромные волны да так потом вдруг и застыла. Гребни волн как бы превратились в гряды, а у их оснований образовались болота. Трудно представить себе, какой же страшной силы была буря, если она смогла поднять такие гигантские волны, по сравнению с которыми все ранее описанные жуткие истории о кораблекрушениях покажутся ничтожно малыми, даже если их разглядывать сквозь лупу самых внушительных размеров. Идти по сухому гребню было легко. Посреди длинных и узких болот кое-где виднелись лесные ламбушки, но даже они не могли придать пейзажу очарования. Если бы нам вздумалось под прямым углом изменить направление своего движения, то нам пришлось бы без конца подниматься на гряды, переходить их, пробираться болотами и т. д.

Далее идёт интереснейшее описание перехода через озёра. На современной карте рядом с селом Реболы можно найти озёра:

  • озеро Ожма
  • озеро Колвас
  • озеро Ченус
  • озеро Верхнее

Чтобы добраться до Реболы – необходимо совершить переправу через одно из этих озёр – Лённрот описал необыкновенную историю про озеро Ожма (Осмаярви) и озеро Колвас (Колвасъярви):

Пройдя верст тринадцать, мы вышли на берег Осмаярви. Надежды наши отыскать здесь хоть какую-нибудь лодку не сбылись. Пришлось идти четыре версты по правому берегу до пролива, соединяющего озера Осмаярви и Колвасъярви. Мы стали изо всех сил кричать: «Лодку! Лодку!», но так ни до кого и не докричались. Д а и навряд ли наши крики могли быть услышаны в деревне Колвасъярви, которая находилась в трех верстах от пролива.

Получается, в те времена деревня Колвасъярви (Колвасозеро) существовала. В результате путешественники приняли решение переправляться через озеро – и вот что они придумали:

Неподалеку от берега лежали сосны, поваленные друг на друга, с которых прошлым летом жители Колвасъярви сняли заболонь на пироги, как сказал мой провожатый. Православные финны и в праздники и в будни едят много пирогов, а ныне, при заметной нехватке зерна, сосновая заболонь стала основной примесью в муку. Из этих подсохших за лето сосен мой попутчик нарубил бревна длиной в три с половиной топорища, мы перетащили их на берег и соорудили из них плот. Шести таких бревен было достаточно, чтобы плот выдержал нас. В двух из них по концам мы сделали углубления и соединили их поперечными бревнами, на таком расстоянии, чтобы остальные уместились между ними под поперечными бревнами снизу. Уложены они были без всякого крепления, лишь небольшая выемка не давала им выскользнуть. А если на них наступить, они ушли бы под воду, сбились бы. Следовательно, мы должны были сидеть на боковых бревнах, скрепленных поперечинами. Для равновесия мы сверху уложили еще несколько бревнышек. И на таком на скорую руку сооруженном плоту пусть медленно, но благополучно мы переправились через пролив в полверсты шириной. Мужик рассказал, что ему часто доводилось переправляться таким образом. И он клал лишь одно поперечное бревно между боковыми, а теперь ради меня положил два.

Православными финнами Лённрот называл карелов.

Окрестности Реболы. Автор фото: Татьяна Моисеева https://vk.com/photo-496236_288465937

Затем успешно сплавившись на другой берег путники посетили деревню Колвасъярви (Колвасозеро), где погостили некоторое время, отдохнули и писатель пешком отправился до Репола (Реболы), преодолев расстояние в 15 вёрст.

Вид на поселение c телевизионной башни. Источник фото: Российская телевизионная и радиовещательная сеть https://vk.com/wall1956320_2254?z=photo-26819787_385632963%2Fd3295c6d26fb10482e

Вот какая необычная история в Реболы случилась с финским лингвистом Элиасом Лённротом:

Репола — центр прихода, иначе говоря, погост. Здесь живет богатый крестьянин Тёрхёйнен, к которому я и зашел. Он попросил меня показать паспорт, и я предъявил его. Бегло пробежав глазами текст, переведенный на русский, он спросил, когда я выехал из Куопио? Я сказал, что более трех недель тому назад. «Но паспорт получен менее двух недель назад, как же вы это объясните?» Я стал изучать свой паспорт и увидел, что он помечен вторым августа по новому стилю, та же дата стояла под русским переводом, где следовало поставить 21 июля по старому стилю. Я пояснил ошибку, и Тёрхёйнен сразу все понял. Позднее, когда мы остались вдвоем, он признался, что вначале подумал, не подослали ли меня отравлять их колодцы, поэтому и спросил с такой строгостью про паспорт, И сказал, чтобы я не обижался, если кто-нибудь примет меня за такового.

Дело в том, что в те годы люди были напуганы эпидемией холеры и такое подозрительное отношение к незнакомым в любом уголке сельской местности до сих пор является обычным делом.

Я приведу несколько удивительных фото из современной Реболы, а писатель меж тем отправился дальше через озеро в деревню Вирта, где и заночевал…

Гафостров. Окрестности Реболы. Автор фото: Татьяна Моисеева https://vk.com/photo-496236_288465899
Гафостров. Окрестности Реболы. Автор фото: Татьяна Моисеева https://vk.com/photo-496236_288465905

Реболы. Отправляюсь в Карелию по следам Великого путешественника. Путевой очерк-обзор Олега Эйхе. Видео:

Аконлахти

Деревня Аконлахти (иногда можно встретить название Бабья Губа, видимо в переводе с карельского на народный русский, поскольку lahti – залив, бухта или в среде поморов “губа”) – в настоящее время нежилая. Во времена Элиаса Лённрота в этих краях жили крестьяне. Особенно интересны заметки финского лингвиста о быте о образе жизни карел (он называл их православными финнами):

У здешних финнов не встретишь жилья, чтобы не были вымыты полы, а подчас до такого блеска, как в любом господском доме. Избы здесь такие же, как в Саво, с дымоволоком на потолке, но в них больше окон, обычно восемь — десять, часть которых застеклена, а другая — без стекол.

Далее идёт описание карельской избы:

…подклеть в избах выше, там хранится у них ручной жернов и прочая хозяйственная утварь. Жилые помещения всегда соединены со скотным двором, являющимся как бы продолжением крестьянского дома. От избы хлев отделен сенями, из которых ступени ведут вниз, в скотный двор.

Спустя почти 2 века таких домов сыскать уже невозможно – разве что в некоторых карельских музеях сохранены элементы образа жизни наших предков.

Двухэтажный дом зажиточного карела. На нижнем этаже — сени. Обступающее сени с трех сторон помещение — собственно жилая часть избы («теплая изба»). Кладовая, амбар, хлев, в котором отдельно помещены загородки для овец, свиней и коз, плюс небольшая конюшня. На втором этаже жили люди (людики, ливвики и собственно карелы). Фото: https://rk.karelia.ru/special-projects/uroki-karelskogo/dom-kodi

Также писатель заметил добродушие и гостеприимство:

Здешние финны считают гостеприимство добродетелью, а возможно, даже религиозным долгом…

Не менее интересны и отношения карельских крестьян к вредным привычкам:

Они с осуждением относятся к тем православным финнам, кто курит. И предубеждение против табака у них настолько сильно, что даже гостю не разрешается курить в доме. Когда я просил разрешения закурить, некоторые запрещали, а иной хозяин позволял. Но стоило мне набить трубку и зажечь ее, как женщины тут же покидали помещение.

По поводу горячительных напитков также есть заметка:

Вино и прочие крепкие напитки не так пугают их, как курение. Но напитки эти поглощаются в размерах, весьма редко доводящих до опьянения. Вино каждый день не употребляется.

А вот что пишет Лённрот по поводу местного самоуправления:

в каждой волости есть свой староста, что-то вроде нашего ленсмана, он избирается из крестьян сроком на один год. Но староста не является особо влиятельной личностью, и если даже он захотел бы вмешаться в дела, то не всегда осмелился бы ссориться с крестьянами.

О волостных священниках в Карелии XIX века:

В каждой волости кроме старосты имеется еще и священник. Но в некоторых волостях его нет порой годами, как, например, нынче в Вуоккиниеми. Примерно раз в год туда наезжает поп из Паанаярви. Пару раз в год он объезжает свой приход и совершает все накопившиеся за полгода обряды: крестит, венчает и отпевает.

Примечательно наблюдение финского лингвиста по поводу грамотности крестьян:

Среди крестьян крайне редко встречаются грамотные, реже чем один на сто человек. Им очень трудно преуспеть в этом, так как совсем нет книг

Занимательно описание исправника (судьи):

Третий и самый значительный человек у здешних финнов — исправник, соответствующий в Финляндии судье и фохту. Он живет за тридцать миль от таких приграничных волостей, как Репола и Вуоккиниеми. Исправник также пару раз в год ездит по всей округе, разрешает людские тяжбы и взимает подати

И далее самое интересное, про подати с человека. Недавно я составлял аннотацию известнейшему роману Николая Гоголя «Мертвые души», где эта тема как раз вплетена в сюжет книги. Вот что про подушевые подати сообщает в 1832 году Элиас Лённрот:

Каждый двор здесь обложен налогом в зависимости от количества мужчин. Если мне не изменяет память, после того, как составлены ревизские списки, они остаются в силе целых двадцать лет. При составлении списков учитываются все лица мужского пола, даже новорожденные. За каждого из них двор платит подушный налог по двадцать с лишним рублей ассигнациями в год. Даже если кто-то из мужчин умирает, ничто не меняется, подушная подать начисляется и на покойного до тех пор, пока не будут составлены новые списки.

Поразительное наблюдение! Это для тех, кто не понял описываемого в «Мертвых душах». А вот кто от подати был освобождён:

…все те, кто родился в этот период, свободны от уплаты налогов, причем многие только по достижении двадцатилетнего возраста попадают в списки податных душ. За женщин, сколько бы их ни было, ничего не платили…

Для меня, как для кемлянина, очень важна была следующая заметка Лённрота:

Одним из лучших исправников здесь когда-то был финский офицер, попавший в плен в Россию и после многочисленных мытарств ставший исправником в Кеми.

Теперь можно перейти к современному описанию места под названием Аконлахти, или урочище Бабья Губа. Я начал изучать информацию, которая имеется в интернете и вот что мне удалось обнаружить.

История Аконлахти

На берегах озера Каменного (по-карельски – Киитехенярви) располагалось 17 поселений общей численностью около полутора тысяч человек.

Деревня Аконлахти в 1918 году. Фото: Татьяна Бердашева https://berdasheva.livejournal.com/11997.html

Самой крупной была деревня Аконлахти, в ее состав входили близлежащие хутора:

  • Туллиниеми,
  • Шапповаара,
  • Тетриниеми,
  • Нюкюттиля,
  • Тимола,
  • Йехримянваара,
  • Мяркяваара,
  • Мунанкилахти,

всего в Аконлахти с хуторами проживало 600 человек. Впервые Аконлахти упоминается в летописях 1679 года. Легенда гласит, что ее основателями были братья Tuuposen. К 1917 году в деревне были школа и церковь. Дома здесь были большие, богатые. В деревне имелись церковноприходская школа, магазин и церковь, построенная в честь Рождества Пресвятой Богородицы в 1888 году на средства петербургского купца А. К. Савинова. Уклад жизни населения способствовал зарождению традиций по сохранению природы для будущих поколений. Так, из поколения в поколение передавались покосы, поля, ягодные и охотничьи угодья, рыбные места на озере, рыбные тони (место, где тянули невод).

Аконлахти. Фотография из альбома Инха Инто Конрад. Черно-белые снимки пионера финской фотографии Инто Конрада Инха – это летопись эпохи, написанная светом и тенью. Его работы широко известны публике не только в Финляндии, но и в Карелии. Инто Конрад Инха, настоящее имя Конрад Инто Нюстрём, был фотографом, писателем и журналистом. В 1894 году, 130 лет назад, Инха впервые предпринял фотоэкспедицию в Беломорскую Карелию, где за 60 лет до него записывал руны Элиас Лённрот. В экспедиции фотограф успел запечатлеть еще бытующие традиции северных карелов, когда фольклор был живой песней, а традиции – образом жизни, укоренившимся порядком. https://vk.com/wall-199413485_2384
Аконлахти в 1941 году (Akonlahti 1941.09.28). Фото: Татьяна Бердашева https://berdasheva.livejournal.com/11997.html

Ценность деревни Аконлахти для культурно-исторического наследия огромна. Именно здесь собиратель рун Элиас Леннрот записал цикл песен и заговоров от рунопевца Соавы Трохкимайнена (Савва Никутьев), которые легли в основу некоторых рун эпоса «Калевала». Финские фольклористы записали от местных жителей множество эпических песен, идущих из глубины веков и сохраненных памятью карельского народа. Прославилась она на весь мир благодаря талантливым рунопевцам да собирателям фольклора, которые здесь побывали. От аконлахтинского торговца-коробейника Тимонена записал песни и заговоры врач из Финляндии Сакариус Топелиус-старший. Руны, собранные им, стали указателями пути фольклористам в Беломорскую Карелию.

Вот что рассказывает экскурсовод заповедника «Костомукшский» и национального парка «Калевальский», участница этнографического коллектива карельской культуры Viena Валентина Пацукевич на празднике Петрунпяйвя (Petrunpäivä) – День святых апостолов Петра и Павла 12 июля 2022 года:

Когда-то деревня Аконлахти, или Бабья губа, считалась самой зажиточной. Дома были большие, добротные. Почти все местные жители умели читать и говорить по-фински. Грамотных было больше, чем в других деревнях. Сейчас только фундаменты, зарастающие травой и кустарником, напоминают нам о том, что здесь раньше стояли дома. Деревни не стало почти 65 лет назад.

В связи с переобустройством государственной границы в 1958 году жителей хуторов и деревень, расположенных у озера Каменного, переселили в соседние населенные пункты – Калевалу, Вокнаволок, Луусалми и другие. Чтобы жители не возвращались в родные места, их дома один за другим сжигали.

Памятный знак на месте деревни Akonlahti. Фото: Татьяна Бердашева https://berdasheva.livejournal.com/11997.html

Виктор Тухкала – последний ребенок, родившийся и зарегистрированный в Бабьей губе в 1956 году. Проживает мужчина в Финляндской республике, но ежегодно приезжает в родные места. В течение тридцати лет Виктор собирает по крупицам свою историю и историю Аконлахти: семейное древо, исторические книги, карты, списки хуторов и фамилии местных жителей – все это он с гордостью демонстрирует желающим.

Виктор Тухкала вспоминает:

Последними из деревни уходили мой отец и его друг: они отстреливали собак и кошек, которые оставались здесь. У меня сохранились от этой деревни две печати: ими опечатали сельсовет и архив, на одной из печатей стоит дата «30.03.1958».

Сегодня Аконлахти – территори заповедника «Костомукшский». Заповедник «Костомукшский» создан 14 декабря 1983 года с целью сохранения бореальных (таежных) лесов и популяции лесного северного оленя. Заповедник расположен в непосредственной близости от границы с Финляндией на территории Костомукшского городского округа Республики Карелия. Его площадь – 49 276 гектаров.

Петров день отметили в Аконлахти. Фото: Яна Васюкова https://64parallel.ru/kultura/petrov-den-otmetili-v-akonlaxti

Каждый год 12 июля здесь на месте бывшей деревни Аконлахти отмечается праздник Петрунпяйва — День святых апостолов Петра и Павла. Он являлся престольным в рунопевческой деревне. Возвращение старого обычая стало посильным вкладом заповедника в сохранение и возрождение культуры коренных жителей северной Карелии.

Праздник Петрун пяйвя в Аконлахти. Выступает ансамбль “Каяхуш” (по-карельски означает “Эхо”), 2017 г. Фото Бердашевой Т. https://berdasheva.livejournal.com/18305.html

Вот почему ежегодно 12 июля, как и в былые времена, на берегу озера, где когда-то у церкви собирался народ со всей округи, звучат карельские песни, заводится хоровод (круга), затеваются традиционные деревенские игры.

А вот как прошёл праздник Петрунпяйва в этом 2024 году:

праздник Петрунпяйва в этом 2024 году http://www.vk.com/kostzap

Как попасть в Аконлахти

Коллектив заповедника «Костомукшский» создал маршрут «По рунопевческим местам и старым поселениям озера Каменного», благодаря которому можно посетить территорию Аконлахти.

Для входа в заповедник необходимо приобрести разрешение на посещение и билет на экскурсию по маршруту. Сделать это можно в офисе заповедника (визит-центре). Официальный сайт заповедника «Костомукшский»: https://kostzap.ru

Кстати, в заповеднике существует несколько маршрутов, пешие, водные. Уровень комфорта и инфраструктуры заповедника ни в чём не уступает мировым стандартам! Я изучил ряд отзывов от посетителей и блогеров и был приятно поражён положительными рецензиями и впечатлениями путешественников и туристов:

Водный (исторический!) маршрут – “По рунопевческим местам и старым поселениям озера Каменного”. Фото: https://risk.ru/u/img/223/222507.jpg
Карта-схема экскурсионного маршрута «По рунопевческим местам и старым поселениям озера Каменного» (маршрут №5) из экскурсионного маршрута «По рунопевческим местам и старым поселениям озера Каменного». Деревня Аконлахти. Заповедник «Костомукшский» http://intellgreenbelt.krc.karelia.ru/doc/books/Excursion_route_Runo_rus.pdf
Оборудованная стоянка в заповеднике. https://risk.ru/u/img/223/222510.jpg
Карта-схема заповедника «Костомукшский»
Инфраструктура заповедника «Костомукшский» https://risk.ru/u/img/223/222491-670.jpg
Карта-схема заповедника «Костомукшский»

Сегодня данный экскурсионный маршрут на официальном сайте заповедника называется «РУНОПЕВЧЕСКИЕ ПОСЕЛЕНИЯ ОЗЕРА КАМЕННОГО», в него включена экскурсия по воде в течение 3 часов, общее расстояние указано 20 км:

Экскурсия стартует с места, где до 1958 года была деревня Аконлахти. С мыса Туллиниеми начнётся рассказ гида об истории, укладе, традициях северных карелов. Быстроходный катер перенесёт вас к острову Девичий, потом – на хутор Шапповаара к рукотворному каналу. А закончится экскурсия на станции комплексного мониторинга – бывшей военной заставе, где сохранились плац и пограничная вышка.

«РУНОПЕВЧЕСКИЕ ПОСЕЛЕНИЯ ОЗЕРА КАМЕННОГО» https://kostzap.ru/ecotrails

Аконлахти. Костомукшский заповедник. Отправляюсь в Карелию по следам Великого путешественника. Путевой очерк-обзор Олега Эйхе. Видео:

Следующий увлекательнейший путевой очерк-обзор Олега Эйхе: Часть 3. Войница. Водопад Куми-порог

Ссылки, Источники

Для поиска информации о местах, где пролегали маршруты Элиаса Лённрота, я решил воспользоваться данными с Википедии, библиотек, а также популярны карельских и российских порталов:

Литература

  • Хомонен Л. История села Реболы до 1939 года. — Реболы, 2006
  • Лённрот Э. Путешествия Элиаса Леннрота: путевые заметки, дневники, письма: 1828 – 1842 / [пер. с фин. В. И. Кийранен, Р. П. Ремшуевой; стихи в пер. О. Мишина; науч. ред., авт. вступ. ст. и примеч.: У. С. Конкка]. – Петрозаводск: Карелия, 1985. – 318 с.
  • Карху, Э. Г. Элиас Лённрот : жизнь и творчество / Э. Г. Карху ; РАН, Карел. науч. центр. Ин-т яз., лит. и ист. – Петрозаводск : Карелия, 1996. – 236 с.
  • [О посещении города Петрозаводска Э. Лённротом] // Петрозаводск: хроника трёх столетий, 1703-2003. – Петрозаводск, 2002. – С. 76.
Top.Mail.Ru