Поддержать Олега Эйхе через VK Donut

Отправляюсь в Карелию по следам Великого путешественника. Часть 1. Рускеала. Сортавала. Валаам – Путевой очерк-обзор Олега Эйхе

Олег Эйхе – Отправляюсь в Карелию по следам Великого путешественника:

Итак, после погружения в найденные источники (см. внизу обзора) я перечитал первую часть из десяти грандиозных экспедиций и решил поделиться с вами, дорогие друзья, самыми яркими наблюдениями. Постепенно в этот путевой очерк-обзор будут добавляться новые точки – города и деревни Карелии.

Кстати, в Винтажной коллекции Олега Эйхе есть подробное описание книги Элиаса Лённрота Калевала 1985 года, откуда можно узнать много интересного об этом популярнейшем карело-финском эпосе и его героях.

Первое путешествие 1828 года из Самматти через Сортавалу до острова Валаам

29 апреля 1828 года Элиас Лённрот отправился из Самматти в своё первое путешествие за рунами и фольклором. В этом путешествии он увидел рускеальские каменоломни, побывал в городе Сортавала и добрался до острова Валаам.

Погружаясь в описание крестьянской жизни Карелии тех лет, я был потрясён, как же много интересного и необычного и такого родного увидел путешественник! Эйно Генрихович Карху, исследователь жизни Элиаса Лённрота, написал в своей книге об идеале писателя:

У Лённрота была особая привязанность к земле, что имело отно­шение не только к его субъективным эмоциям. Как увидим в дальнейшем, он считал крестьянство и земледельческий труд основой нации и государства. Этим будет определяться его взгляд на окру­жающий мир и образ жизни людей, особый ракурс его наблюдений над народным бытом — не только в финских, но и в тех карельских и русских регионах, в которых ему доведется побывать. Всюду он будет в первую очередь обращать внимание на то, как обстояло де­ло с землепользованием и земледельческим трудом, как преуспевал землепашец. Охота, рыболовство, ремесла, торговля (в том числе разносная торговля коробейников) рассматривались Лённротом по преимуществу лишь как приложение к основе основ жизни нации и общества — хлебопашеству и скотоводству. Это была крестьянская точка зрения в аграрном обществе, и именно развитое аграрное об­щество было в некотором смысле идеалом Лённрота.

Мне захотелось сравнить интересные места в Карелии, увиденные глазами Элиаса Лённрота с тем, что есть сейчас. Я отметил в конструкторе Яндекс карт первый маршрут писателя:

Рускеала

Из дневника наблюдений Элиаса Лённрота:

28 июня я в Карелии ел первую землянику. Меня удивило, что она поспевает здесь в то же время, что и в Ууснмаа. Там собирают землянику сразу после Иванова дня. Я поинтересовался, всегда ли ягоды поспевают так рано или это исключение, но мне сказали, что в последние годы первую землянику зачастую собирали уже на Иванов день, а вот в этом году, из-за дождливой весны, она поспела позже обычного. А лет пятьдесят тому назад земляника поспевала лишь в середине июля, то есть на три недели позже. Настолько теплей стал здешний климат за такое короткое время.

Э.Лённрот, 28 июня 1828 г.

30 июня я отправился из Пялкъярви по направлению к Сортавале. Я прошел около мили, когда меня нагнал некий крестьянин, тоже ехавший в Сортавалу. У мужика была хорошая лошадь, и я попросил его подвезти меня остаток пути. Вскоре мы приехали на рускеальский мраморный карьер, а вернее, на местожительство служивших на разработках чиновников. Сам карьер был за добрую русскую версту отсюда. Крестьянин решил дать лошади отдохнуть, а я пошел осматривать забои. Ничего особенного я там не увидел, только несколько отколотых глыб мрамора. Забой был довольно глубокий, прямоугольной формы, а нетронутая порода стеной поднималась вверх. Мрамор, добываемый здесь, большей частью с серыми прожилками, гораздо реже встречается черный и так называемый зелёный мрамор.

Э.Лённрот, 30 июня 1828 г.

Рускеальские мраморные каменоломни в XIX веке. Фото: https://ruskeala.ru

По всей вероятности в те времена рускеальская каменоломня представляла собой обычный карьер, где добывали редкие породы мрамора. Месторождение было открыто в 1765 году и начало эксплуатироваться с 1769 года. Целостность массива мрамора была нарушена в 20 веке из-за использования динамита . По этой причине некоторые каменоломни были заброшены и затоплены.

Сейчас эти живописные глубокие каменоломни и штольни с прозрачной водой служат популярным туристическим объектом.

Участок подгорного маршрута. Штольни “Рускеалы” и калитки в Карелии Фото: Интерфакс / Андрей Щетинин. https://www.interfax-russia.ru
Штольни “Рускеалы” и калитки в Карелии Фото: Интерфакс / Андрей Щетинин. https://www.interfax-russia.ru

Как туристический объект каньон Рускеала был открыт в 2005 году после обустройства его территории. Бывшие каменоломни превратились в настоящие горные озера с прозрачной голубовато-зеленой водой, а штольни стали загадочными пещерами.

Мраморный каньон Рускеала

Сегодня это популярнейшее место у туристов из разных уголков России:

  • Горный парк Рускеала
  • Мраморный каньон или Мраморное озеро в Рускеала (иногда встречается даже название Изумрудное озеро)
  • Пешие маршруты: для эко- и промышленного туризма

На территории парка расположен музей, где на экспозиции порядка ста квадратных метров можно открыть много интересного о 4-х веках истории каменоломен, с образцами мраморной породы и предметами быта горных мастеров XIX–XX веков, воспользовавшись самыми современными мультимедиаэкранами.

Экспозиция историко-культурного центра. Фото: vk.com/ruskealapark

На территории парка можно воспользоваться:

  • подземным маршрутом
  • подводным маршрутом
  • экстрим-парком для любителей зиплайна, сап-сёрфинга, квадроциклов

В Рускеале проводятся ежегодные культурно-массовые мероприятия:

  • спортивный марафон Ruskeala Eco Trail — традиционный экологический забег по пересечённой местности и заплыв по основной чаше каньона
  • в начале осени, в первую субботу сентября – концерт “Рояль в каньоне”
  • международный музыкальный фестиваль Ruskeala Symphony
Международный музыкальный фестиваль Ruskeala Symphony. Фото: https://ruskeala-symphony.com
План-схема для гостей международного музыкального фестиваля Ruskeala Symphony. Фото: https://ruskeala-symphony.com

Добраться до Рускеальского парка можно из Сортавалы на необычном ретропоезде – единственном в России круглогодичном ежедневном составе на паровой тяге, путь которого пролегает по маршруту сухопутной дороги, ранее использовавшейся для доставки рускеальского мрамора до Ладожского озера. 5 купейных вагонов в стилистике “Николаевского экспресса”, 2 ресторана, фотокупе и даже детская площадка с игрушками и горками два раза в день курсируют между городом Сортавала и Горным парком. 

Ретропоезд “Рускеальский экспресс” на паровозной тяге по маршруту Сортавала – Горный парк Рускеала. Фото: vk.com/ruskealapark
РЕТРОПОЕЗД «РУСКЕАЛЬСКИЙ ЭКСПРЕСС» СОРТАВАЛА – РУСКЕАЛА. Фото: https://www.rzd.ru

Природный парк Рускеала расположен в красивой местности – он стоит на реке Тохмайоки, недалеко от города Сортавала. Река с сильным течением, перекатами и порогами впадает в Ладожское озеро, из самых крупных порогов образуются водопады. Путь к парку лежит мимо цепочки из четырёх живописных водопадов – рускеальского каскада.

Рускеальские водопады

Высота водопадов составляет от 3 до 4 метров. Водопады известны туристам и экстремалам, преодолевающим их на байдарках. Эти водопады получили известность благодаря советскому фильму «А зори здесь тихие» (1972 года).

Через Рускеалу проходит международный туристический маршрут «Голубая дорога» (фин. Sininen tie, швед. Blå vägen, норв. Blå vegen) — международный туристический маршрут, связывающий Норвегию, Швецию, Финляндию и Россию, длиной 1800 км (1100 миль), который начинается у Атлантического побережья Норвегии, проходит по территории Швеции, продолжается в Финляндии и заканчивает свой путь в России у Онежского озера.

Голубая дорога

Маршрут пролегает вдоль многочисленных озер и рек, отсюда и его название — Голубая дорога.

Сортавала

А мы продолжаем следовать маршрутом финского писателя:

Возвратившись с карьера, я снова сел в крестьянскую повозку, и мы тронулись в путь. Под вечер приехали в город Сортавала, где я остановился на постоялом дворе. Утром следующего дня я пошел к окружному врачу Лилья, который, как мне было известно, родом из тех же мест, что и я. Он принял меня с обычным гостеприимством и обходительностью, хотя до этого дня мы не были с ним даже знакомы. Вдобавок ко всему Лилья представил меня в нескольких здешних господских домах, что значительно скрасило мою жизнь в городе.

Э.Лённрот, 30 июня 1828 г.

Сегодня Сортавала – город в составе Республики Карелия, с 1 января 1970 года – город республиканского значения. А во времена Элиаса Лённрота этот город носил название Сердоболь (с 1721 по 1918 год), на финском и карельском языке название произносилось Sortavala, на шведском Sordavalla.

История и этимология города. Фото: https://rk.karelia.ru
План-аксонометрия Сортавалы. Автор — Николай Попов, из книги «История архитектуры города Сортавала». Рисунок принадлежит Региональному музею Северного Приладожья. Фото: https://rk.karelia.ru

Современный город Сортавала – место притяжения туристов, желающих насладиться уникальной архитектурой. Центральная часть города состоит в основном из каменных 3-4-этажных зданий, построенных в начале XX века (до 1930-х годов). Как правило, это здания в стиле северного модерна (национального романтизма), неоклассицизма , наиболее позднего — функционализма , их авторами являются известнейшие финские архитекторы

  • Йохан Оскари Леандер,
  • Оскар Йоханнес Леандер,
  • Уно Вернер Ульберг,
  • Готтлиб Элиель Сааринен,
  • Юхан Якоб Аренберг.

Кроме того, сохранилось большое количество деревянных зданий, построенных в середине XIX века, как правило, в стиле ампир.

Центр города, который мы сегодня называем историческим, создавался с конца XIX века и по 1939 год. Сортавала в то время была развивающимся, торговым городом — поэтому, кстати, здесь так много банков. В округе работали самые разные предприятия: плавили медь, олово, заготавливали лес. В самом городе был порт, через который проходило великое множество торговых путей.

– рассказывает ученый секретарь Регионального музея Северного Приладожья Игорь Борисов (https://rk.karelia.ru)

Наиболее примечательными зданиями являются:

  • Здание ратуши, 1885 год, архитектор — Франс Анатолиус Шёстрём
  • Дом Леандера (Leanderin talo) – Здание бывшего Национального акционерного банка, 1905 год, архитекторы — Элиэль Сааринен, Армас Линдгрен и Герман Гезеллиус
  • Здание Сортавальского лицея, 1901 год, архитектор — Юхан Якоб Аренберг
  • Здание бывшей гостиницы Päivölä, 1900 год, архитектор — Йохан Алвар Окерман
  • Здание бывшего банка Финляндии, 1915 год, архитектор — Уно Ульберг
  • Здание Сортавальской женской школы, 1911 год, архитектор — Юхан Якоб Аренберг
  • Здание бывшего Объединенного банка Северных стран, 1913 год, архитектор — Уно Ульберг
  • Гостиница «Сеурахуоне», 1908 год, архитектор — Онни Тарьянне, реконструкция 1939 года, архитектор — Эркки Хуттунен
  • Дом библии. Бывшее здание издательства духовной литературы Risti ja Raamattu, 1914 год, архитектор — Вяйне Леандер
  • Храм Николая Чудотворца, Никольская церковь, 1873 год, архитектор — Николай Гребёнка
  • Пожарное депо с каланчой. Историческое здание пожарной части, 1888 год, архитектор — Ивар Аминов
  • Бывшее управление православной церкви Финляндии, ныне многоквартирный дом называемый в быту «Дом Форда», 1932 год, архитектор — Юхани Вийсте
  • Дом купцов Сийтонен, 1907 год, архитектор — Пааво Уотила
Здание ратуши, 1885 год, архитектор — Франс Анатолиус Шёстрём. В конце XIX века здесь кипела жизнь: в здании располагались центральные органы власти, бургомистр, городская дума, проводились приёмы, официальные обеды, собрания, судебные заседания. В советское время здесь располагался партийный кабинет, а также проводились выставки достижений народного хозяйства местного значения. Фото: «Республика» / Леонид Николаев https://rk.karelia.ru
Дом Леандера (Leanderin talo) – Здание бывшего Национального акционерного банка, 1905 год, архитекторы — Элиэль Сааринен, Армас Линдгрен и Герман Гезеллиус. Дом Леандера — одна из достопримечательностей Сортавалы. Когда-то в здании размещался Национальный акционерный банк и магазин строительных товаров. На втором этаже жило руководство банка, в том числе его директор Оскар Леандер (тот самый, который был еще и архитектором). Находится в центре города на углу улиц Карельской и Гагарина и Главной площади. Входит в список объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся на территории Сортавальского района. Дом напоминает небольшой замок, выстроенный в стиле финского национального романтизма. Фото: Ukko / https://commons.wikimedia.org
Здание Сортавальского лицея, 1901 год, архитектор — Юхан Якоб Аренберг. Строение было возведено в начале XX века для государственного финно-язычного учебного заведения по проекту выборгского лицея. Лицей расположен на севере города, относится к объектам архитектурного наследия. Архитектурный стиль здания определяется как псевдоготика или русская готика, с использование ризалитов, стрельчатых окон и вальмовой крыши. Фото: «Республика» / Леонид Николаев https://rk.karelia.ru
Здание бывшей гостиницы Päivölä, 1900 год, архитектор — Йохан Алвар Окерман. Выполнено в стиле финского национального романтизма. Ранее в этом здании располагалась гостиница, а в цоколе размещался магазин А. Кохонена. Сегодня здесь находится Сортавальское центральное лесничество. Фото: «Республика» / Леонид Николаев https://rk.karelia.ru
Здание бывшего банка Финляндии (фин. Suomen Pankin Talo), 1915 год, архитектор — Уно Ульберг. Постройка в неоклассическом стиле с элементами финского национального романтизма; находится по адресу улица Вяйнемяйнена, дом 4. Дом для банковской конторы и проживания служащих был построен по заказу Банка Финляндии в 1915 году по проекту Уно Ульберга. Здание примечательно высокой степенью сохранности декоративных элементов и интерьеров; охраняется государством как памятник архитектуры в статусе объект культурного наследия регионального значения. Сейчас это филиал Банка России.
Здание Сортавальской женской школы, 1911 год, архитектор — Юхан Якоб Аренберг. Бывшая женская гимназия. Здание, построенное в 1911 году финским архитектором и шведским писателем Юхан Якоб Аренбергом. Отличается необычным фасадом с мотивами псведоготики, модерна, арочными элементами и наличием окон-биофрий. Фото: «Республика» / Леонид Николаев https://rk.karelia.ru
Здание бывшего Объединенного банка Северных стран, 1913 год, архитектор — Уно Ульберг. Первоначально здесь размещался Банк Северных стран, квартиры банковских служащих и книжный магазин. В современное время здесь находится отделение Почты России. Двухэтажное здание из кирпича отличается чертами неормантизма: узкими вытянутыми окнами и башенками под черепичной крышей с левой и правой стороны дома. Фото: «Республика» / Леонид Николаев https://rk.karelia.ru
Гостиница «Сеурахуоне», 1908 год, архитектор — Онни Тарьянне, реконструкция 1939 года, архитектор — Эркки Хуттунен. Над проектом работали два финских архитектора. Сначала здание было возведено в 1908 году по проекту Онни Тёрнквист с элементами романтического модерна. А в 1937 году в связи с необходимостью увеличить площадь отеля его реконструировали. В ходе робот убрали декор и наполнили внешнее и внутренне убранство максимальным функционалом. Так, после реновации гостиница стала полностью оправдывать свое название, ведь в переводе с финского языка «Сеурахуоне» означает «общественный зал, помещение». Кроме 47 номеров предлагала постояльцам зрительный зал на 550 посадочных мест и ресторан на 350 персон. В 1916-1917 году в гостинице жил художник Николай Константинович Рерих со своей семьей, когда по настоянию врачей отдыхал в Приладожье и, вдохновленный карельскими пейзажами, работал над картинами. Во время Зимней войны в «Сеурахуоне» размещался штаб Красной армии, затем Дом офицеров. В 1994 году после реконструкции в здании вновь открылась гостиница, которая ежегодно встречает сотни гостей Сортавальского района. Фото: «Республика» / Леонид Николаев https://rk.karelia.ru
Дом библии. Бывшее здание издательства духовной литературы Risti ja Raamattu, 1914 год, архитектор — Вяйне Леандер. На углу улицы Карельской и Садовой располагается бывшая типография и переплётная Национального Миссионерского общества Финской лютеранской церкви («Дом Библии»). Сохранилась табличка с названием издательства готическим шрифтом «Risti ja Raamattu» (с фин. «Крест и Библия»). Печатала она религиозную литературу для церквей Скандинавии, Германии и Америки. Здание в псевдоготическом стиле было построено в 1914 г. Главный фасад интересен фигурной кладкой фриза, стрельчатых окон верхнего этажа, арок и окна-розетки на фронтоне.
Храм Николая Чудотворца, Никольская церковь, 1873 год, архитектор — Николай Гребёнка. Храм Николая Чудотворца в Сортавале — памятник культурного наследия Республики Карелия. Находится в юрисдикции Петрозаводской и Карельской епархии Русской православной церкви. Построен по проекту архитектора Николая Павловича Гребёнки. Петербургский купец Григорий Елисеев пожертвовал крупную сумму на строительство новой каменной церкви. В плане представляет крестово-купольный храм, с большим центральным куполом и 4 главками. Главный иконостас — двухъярусный, а в боковых пределах — одноярусный.
Пожарное депо с каланчой. Историческое здание пожарной части, 1888 год, архитектор — Ивар Аминов. Депо было построено архитектором Берндтом Иваром Аминовым для образованной в 1882 г. в Сортавала пожарной части. Оно расположено на углу улиц Карельской и Гагарина, центральным фасадов выходя на бывшую торговую площадь, теперь носящую название площадь Кирова.
«Дом Форда». Бывшее управление православной церкви Финляндии, 1932 год, архитектор — Юхани Вийсте. В настоящее время многоквартирный дом, называемый в быту «Дом Форда». Своё название получил поле того, как на его фасаде была размещена реклама компании Форд.
Дом купцов Сийтонен, 1907 год, архитектор — Пааво Уотила. Массивное трехэтажное здание с куполом на крыше построено в 1907 году и содержит элементы стиля северного модернизма, который был популярен в западноевропейской архитектуре северных стран. Если сейчас в здании находится городская администрация, то раньше в нем размещался дом с роскошными квартирами купцов Николая и Константина Сидоровых, чью фамилию изменили на финский манер Сийтонен, а также магазины. То здание, которое стоит в городе сейчас, является своего рода «новоделом», ведь в результате авианалета 1944 года дом практически полностью сгорел и был восстановлен лишь через 10 лет.

Кстати, через Сортавалу проходит упомянутый выше международный туристический маршрут «Голубая дорога» (фин. Sininen tie, швед. Blå vägen, норв. Blå vegen) — международный туристический маршрут, связывающий Норвегию, Швецию, Финляндию и Россию, длиной 1800 км (1100 миль), который начинается у Атлантического побережья Норвегии, проходит по территории Швеции, продолжается в Финляндии и заканчивает свой путь в России у Онежского озера.

Думаю, такого обилия архитектурных шедевров хватит с головой любому туристу, чтобы вдоволь насладиться прошлым Сортавалы. А между тем, почти 2 века тому назад, в своё первое путешествие, финский исследователь народного зодчества Элиас Лённрот, проведя 4 дня в городе Сортавала, решил отправиться дальше – на загадочный остров Валаам…

Валаам

Вот что пишет финский фольклорист:

4 июля, после четырехдневного пребывания в Сортавале, мне наконец представилась возможность поехать в Валаамский монастырь. Два монаха, приехавшие в Сортавалу, возвращались теперь обратно и пообещали взять меня в свою лодку. Мы должны были отправиться в четверг вечером. Уже около девяти я пришел на монастырское подворье, где сидел, поджидая монахов, до одиннадцати часов, пока они собрались в дорогу.

Э.Лённрот, 4 июля 1828 г.

Далее идёт описание подготовки к отплытию, во время которой один из монахов случайно оступился и потерял компас. И только благодаря ясной погоде это не помешало им отплыть в сторону Валаамского архипелага.

Лодка с парусом и вёслами – на таком транспорте Элиас Лённрот в 1828 году добрался до острова Валаам. Фото: https://www.sortavala.fi

Монахи сели в лодку, и гребцы налегли на весла, потому что от паруса не было никакой пользы: буря, свирепствовавшая несколько дней, к ночи улеглась. Даже дождь перестал, так что погода была самая подходящая. Я тоже сел на весла. Монахи не противились и все сорок верст, вплоть до самого Валаама, не мешали мне развивать мускулатуру рук.

Э.Лённрот, 4 июля 1828 г.

15 вёрст они гребли проливами, затем, выйдя в открытый прошли ещё 25 вёрст по озеру. Причём первоначально острова видно не было и они гребли по памяти. Подплывая к главному причалу Валаама сперва лодка преодолела небольшой островок со скитом. Вероятно речь идёт о Ските Всех Святых – одном из скитов Валаамского монастыря, расположенных на Скитском острове Валаамского архипелага, основанном в конце XVIII века, в 1789—1793 годах, игуменом Валаамского монастыря Назарием.  Плыть пришлось всю ночь – около 10 часов (отплыли после 11 вечера, прибыли около 10 часов утра).

Сегодня от Сортавалы до Валаама ходит регулярный водный транспорт – судно на подводных крыльях типа «Метеор», время в пути примерно 1 час.

«Метеор» отправился от пристани Сортавала в сторону Валаама. Фото: https://www.rzd.ru

В те года (1828 г.) по Ладожскому озеру перемещались преимущественно на парусниках:

…я узнал, что парусник еще больших размеров отплыл в Петербург за гостями, приглашенными на празднование Петрова дня.

Э.Лённрот, 5 июля 1828 г.

Не менее удивительно описание тёплого приёма в монастыре – писателя усадили за общий стол, где он разделил с монахами трапезу. Вот как Элиас Лённрот описывает монастырь:

С внешней стороны монастырская стена образует громадный четырехугольник, внутри которого имеется строение, повторяющее форму внешней стены. В центре этого внутреннего строения расположен довольно большой монастырский двор, а между внешним и внутренним строениями остается широкая улица. Шесть церквей, а также покои настоятеля монастыря находятся во внутренней группе зданий. А во внешней группе — кельи монахов и комнаты для гостей. Постройки эти, как говорили, не очень старые, утверждали даже, что им не более пятидесяти лет.

Валаамский монастырь в конце XVIII века (1792 год). Николай Яковлевич Озерецковский. “Путешествие по озерам Ладожскому и Онежскому” / Надворнаго советника, Императорской Академии наук академика, Императорского шляхетного Сухопутного кадетскаго корпуса профессора в российском слове, медицины доктора, Императорской Российской академии, С. П. Б. Вольнаго економическаго общества и Бернскаго в Швейцарии члена, Николая Озерецковскаго. ; С.13 табл.- Санктпетербург : При Имп. Акад. наук, 1792. Фото: https://ru.wikipedia.org
Валаамский монастырь в конце XIX века (1899 год). Валаам. Очерк из журнала Нива 1899 года. Фото: https://valaam.ru
Валаамский монастырь начала ХХ века. Виды Валаамского монастыря. Фотографический альбом. 1900 г. Фото: https://valaam.ru
Спасо-Преображенский Валаамский ставропигиальный монастырь, мужской монастырь Русской православной церкви, расположенный на островах Валаамского архипелага на территории России в Республике Карелия. 2017 год. Фото: http://kremlin.ru

Для туристов, посещающих Валаам без гида, разработана экскурсионная карта острова:

Туристическая карта острова Валаам. 2023 год

После углубления в чтение путевых записок Элиаса Лённрота меня заинтересовала тайна могилы шведского короля Магнуса. Вот что об этом пишет фольклорист:

Затем я отправился на монастырское кладбище и там среди прочих увидел могилу шведского короля Магнуса. Я попытался разобрать надпись на деревянной плите, но не смог, так как надпись была сделана на церковнославянском языке. Но я хорошо различил две даты, первая из которых, очевидно, означала время прибытия короля на Валаам, вторая — год его смерти. Если мне не изменяет память, первая дата была 1330, а последнюю не могу припомнить.

Для уточнения обстоятельств погребения короля Швеции, Лённрот обратился к послушнику, понимающему финский язык и вот что поведал монах:

Это всем знакомая история про то, как шведский король Магнус несколько столетий тому назад задумал завоевать, а может, и вовсе уничтожить наш монастырь. С большим флотом отплыл он из Сортавалы, уверенный, что легко завоюет монастырь…

Далее послушник открыл легенду о могиле короля Магнуса на Валааме:

Ни он и никто другой никогда не завоюет Валаамский монастырь. А что касается короля, то в монастыре уже знали о его замыслах высадиться на берег. И все как один стали молиться и просить бога свести на нет дерзкие планы короля. Тогда колокола били не смолкая дни и ночи. Скорбь и ужас охватили людей, но все уповали на бога, и это придавало им силы. Молитвы их были услышаны. Поднялась страшная буря. Весь королевский флот пошел ко дну, сам король чудом спасся, ухватившись за доску, и его выбросило волнами на берег Валаама. Здесь он пришел в монастырь и поведал о своей судьбе. После этого он принял православную веру, стал послушником, монахом и по истечении ряда десятилетий умер в сане священника.

Так это или нет, на то она и легенда, чтобы обрастать мифами, но на официальном сайте Валаамского монастыря есть “Предание о шведском короле Магнусе” https://valaam.ru/monastery/5509/ и вот какая легенда упоминается:

В 1371 году, через 23 года после заключения мира в Дерпте, по которому Карелия была возвращена в состав русских земель, валаамские иноки спасли шведского короля Магнуса II Смека, выброшенного ладожскими водами на берег острова. Сильная буря в щепки разбила корабль, на котором он со своим войском решил предпринять очередной завоевательный поход на православные земли. Трое суток волны носили венценосного шведа. В несчастии, а затем в чудесном спасении короля старцы увидели особый Промысел Божий, призвавший его в лоно Православной Церкви, как некогда гонителя Савла. Познав тщету земной жизни, шведский король решил остаток своих дней посвятить Богу. Составив завещание и сменив царскую порфиру на простую одежду инока, он принял великую схиму с именем Григорий. Через три дня после пострига король Магнус скончался. Валаамские старцы погребли схимонаха Григория на братском кладбище, где и теперь под густой сенью развесистых кленов видна его могила.

“Предание о шведском короле Магнусе” https://valaam.ru/monastery/5509/

Так это или нет, но вот могила, о которой столько легенд и преданий:

Захоронение на Валааме, по одной из версий принадлежащее Магнусу

Согласно шведским хроникам, король Магнус II Эрикссон Смек (швед. Magnus Eriksson, прозвище по-шведски значит «Ласковый», 1316 — 1 декабря 1374) утонул у берегов Норвегии близ Бергена в 1374 году. При этом его останки не были найдены, так что его захоронение в Швеции (и Норвегии) отсутствует.

При этом в Древнерусской литературе имеются упоминания о короле Магнусе:

  • Будучи уже монахом, Магнус и написал завещание, обращённое ко всему шведскому народу, в котором наказывал никогда на Новгородские земли войной не ходить, церкви русские не разорять и с верой православной не враждовать. Вскоре после этого бывший король скончался. Текст этого «завещания» содержится в ряде новгородских летописей под 1352 годом (например, в Софийской первой летописи).

Загадочная легенда и таинственное предание…

Нигде кроме путевых заметок Элиаса Лённрота мне не удалось обнаружить информацию о часовне царя Александра I. Вот что об этом пишет финский путешественник:

Сначала мое внимание привлекла небольшая мраморная часовенка по ту сторону монастырской стены. На ней были высечены имена царя Александра I и великого князя Михаила. Я попросил служителя, знающего финский язык, пояснить надпись. Он рассказал, что эта часовня построена в честь посещения Валаама Александром.

На официальном сайте Валаамского монастыря мне удалось найти сведения об этом посещении:

В 1819 году, при преемнике старца Назария игумене Иннокентии, Валаамскую обитель посетил император Александр I. Это было первое в истории Валаама монаршее паломничество. И было оно столь оригинальным, столь не похожим ни на древнерусские, ни на имперские царские богомолья, что на века запечатлелось в народной памяти. Александр I прибыл на Валаам из Сердоболя (в настоящее время – Сортавала) со «свитой», которая состояла из одного человека. Это был камердинер царя. Государь заранее просил принять его как простого паломника, «высочайших почестей не воздавать и руки не целовать». Братия, сопровождавшие царя на острове, буквально вели стенограмму его визита (сейчас этот документ находится в Национальном архиве Республики Карелия). Монахи были поражены благоговейным смирением «победителя Наполеона и усмирителя Европы».

Посещение Валаама императором Александром I. Фото: https://valaam.ru

Не менее интересным оказался рассказ о достойном убранстве Монастыря и о святынях:

…на которых изображены сцены из Ветхого и Нового завета, а также лики святых. Особенно много картин из жизни основателей монастыря, преподобных Сергия и Германа. На одной изображено, как они плывут по волнам на каменной плите, на других — как они основывают монастырь либо ведут службу и благословляют молящихся.

Возможно, речь идёт об этой старинной иконе:

Образ основателей Валаамского монастыря, датированный XVI-XVII веками. Уникальную икону основателей Валаамской обители впервые выставили для поклонения на Московском подворье обители

Пробыв некоторое время на острове Валаам, Элиас Лённрот вместе с пятью посетителями монастыря отправился обратно на небольшой рыбацкой лодке, при этом они попали в густой туман, и сильный дождь, штормило и лишь чудом им удалось добраться до берега, а оттуда рукой подать до Сортавалы. После чего, он отправился домой – на этом его Первое путешествие по Карелии было окончено…

Первозданный вид природы, красота мест привлекали взоры русских художников-пейзажистов, которые посвятили Валааму свои всемирно известные живописные шедевры:

  • Клод М.К.,
  • Давыдов И.Г.,
  • Шишкин И.И.,
  • Куинджи А.И.,
  • Гине А.В.,
  • Джогин П.П.,
  • Васильев Ф.А.,
  • Балашов П.И.,
  • Рерих Н.К.

Следующий увлекательнейший путевой очерк-обзор Олега Эйхе: Часть 2. Реболы. Аконлахти. Костомукшский заповедник

Ссылки, Источники

Для поиска информации о местах, где пролегали маршруты Элиаса Лённрота, я решил воспользоваться данными с Википедии, библиотек, а также популярны карельских и российских порталов:

Литература

  • Лённрот Э. Путешествия Элиаса Леннрота: путевые заметки, дневники, письма: 1828 – 1842 / [пер. с фин. В. И. Кийранен, Р. П. Ремшуевой; стихи в пер. О. Мишина; науч. ред., авт. вступ. ст. и примеч.: У. С. Конкка]. – Петрозаводск: Карелия, 1985. – 318 с.
  • Карху, Э. Г. Элиас Лённрот : жизнь и творчество / Э. Г. Карху ; РАН, Карел. науч. центр. Ин-т яз., лит. и ист. – Петрозаводск : Карелия, 1996. – 236 с.
  • [О посещении города Петрозаводска Э. Лённротом] // Петрозаводск: хроника трёх столетий, 1703-2003. – Петрозаводск, 2002. – С. 76.
Top.Mail.Ru