Поддержать Олега Эйхе через VK Donut

Иван Сытин. Бизнес истории с Олегом Эйхе

Из крестьян в медиамагнаты

25% всей книжной продукции в России в 1914 году выпускало «Товарищество печатания, издательства и книжной торговли И. Д. Сытина». 

Антон Чехов называл Ивана Дмитриевича большим, но совершенно безграмотным издателем, вышедшим из народа

Благодаря издательству Ивана Сытина миллионы детей узнали о сказках братьев Гримм и Шарля Перро, он первым начал печатать полные собрания сочинений русских классиков. Его называли «американцем» за любовь к техническим новинкам — дома же он оставался патриархальным отцом большого семейства.

«Сытин,— писал о нем Максим Горький,— это один из тех людей, глядя на которых почти осязаешь, до чего талантлив, умен, сметлив и широк русский мужик. Конечно, если попадешь в руки такого мужика, так он из тебя весь живой дух немедленно выкачает и кристаллизирует его в рубли и книги, а тебя, как нечто использованное, бросит куда-нибудь в сторону в темный уголок. Сие, конечно, не весьма гуманно, однако же неглупо и способствует накоплению в жизни хорошего».

Во время Декабрьского восстания 1905 года в Москве типография Сытина на Валовой улице была одним из центров наиболее упорного сопротивления и сгорела в результате уличных боёв. В петербургских салонах говорили, что Всероссийская стачка 1905 года произошла «из-за сытинской запятой», с иронией имея в виду его бизнес-подход, когда Сытин подсчитал, что знаки препинания составляют около 12 % набора, и, подумав, решил платить наборщикам только за набранные буквы.

—-

Иван Дмитриевич Сытин родился 5 февраля 1851 в селе Гнездниково, Солигаличский уезд, Костромская губерния, Российская империя, в семье сельского писаря, «сельского обывателя», то есть свободного крестьянина  — русский предприниматель, книгоиздатель и просветитель, основатель первого издательства литературы массовыми тиражами «Посредник».

Как Сытин пришёл в книжный бизнес

Начинал в книжном бизнесе с 15 лет, устроившись приказчиком в московскую лавку по торговле дешёвыми лубочными изданиями. Там он проявил себя отличным продажником, умело общался с партнёрами и покупателями, освоил книжное дело и в 25 лет, женившись, и получив приданное, инвестировал его, прибавив заёмные средства, в самое современное на те годы оборудование – французскую литографическую цветную машину – и открыл 7 декабря 1876 года на Воронухиной горе возле Дорогомиловского моста литографическую мастерскую.

Первый успех

1877 год: массовый выпуск карт боевых действий русско-турецкой войны 1877-1878 гг.

Первое расширение

1879 год: рассчитавшись с долгами, купил собственный дом на Пятницкой улице, где поставил уже две литографических машины.

Первое продвижение

1882 год: первым из лубочных продавцов принял участие во Всероссийской промышленной выставке, где был удостоен серебряной медали на Станиславской ленте, изображение которой впоследствии украсило фирменный бланк «Товарищества И. Д. Сытина и К». Золотую медаль он не мог получить из-за принадлежности к крестьянскому сословию.

Сотрудничество с известнейшими писателями

1884 год: с подачи Льва Толстого было создано издательство «Посредник», начавшее выпуск по очень доступным ценам произведений Л. Н. Толстого, Н. С. Лескова, В. М. Гаршина и В. Г. Короленко, благодаря их активному участию в проекте. «Посредник» также издавал переводную художественную, духовно-нравственную литературу, популярную, справочную, альбомы по искусству, в том числе для школ. В первые четыре года существования издательство «Посредник» выпустило около 12 миллионов экземпляров книжек с произведениями самых известных русских писателей, рисунки на обложках которых выполняли известные художники (Репин, Кившенко, Савицкий и другие).

Победа в календарной конкуренции

В 1884 году на крупной Нижегородской выставке был представлен «Всеобщий календарь на 1885 год», ставший не только календарём, но и универсальным справочным пособием на все случаи жизни для многих российских семей. Составлен был по принципу: один день — один лист, причём на каждом листе — полезный совет. Уже в следующем году тираж «Всеобщего календаря» составил 6 млн экземпляров, а к 1916 году превысил 21 миллион экземпляров.

Первая монополия

1880-1890-е: монополист в лубочной нише, ориентированной на малограмотного сельского читателя (лубочные календари, песенники, анекдоты, гадания). Тогда же он внедрил партнёрскую сеть агентов, сотрудничая с офенями – странствующими торговцами, которые приобрели нарицательное наименование «сытинские офени».

Инновации в книгоиздательстве – многотомные сборники и собрания сочинений

В 1887 году истёк срок действия авторских прав на все произведения А. С. Пушкина, Сытин выпустил массовым недорогим тиражом полное собрание сочинений поэта в 10 томах. Позже он таким же образом издал сочинения Н. В. Гоголя. Для детей была выпущена «Детская энциклопедия» в 10 томах — для России первое издание такого рода.

Первая общероссийская сеть

1900-е: после введения губернаторами ограничений на торговлю для офеней, Сытин начал создавать дистрибьюторскую сеть книжных лавок – доведя количество по России до 19 магазинов и 600 киосков. Каждый магазин Сытина, кроме розничной торговли, занимался оптовыми сделками.

Выход в газетно-журнальную сферу

В 1891 году приобрёл и продолжил издание журнала «Вокруг света», а в 1897 году приобрёл и преобразовал газету «Русское слово», с которой впоследствии сотрудничали В. А. Гиляровский и В. И. Немирович-Данченко. «Русское слово» было самой дешёвой газетой среди ежедневных изданий — 7 рублей в год. В 1916 году тиражи превысили уровень 700 тыс. штук, а после февраля 1917 года тираж достиг рекордного для России показателя — 1,2 млн.

Инвестиции в репутацию

В 1891 году лубочно-просветительское предприятие Сытина было преобразовано в «товарищество на паях», то есть в акционерное общество — Товарищество печатания, издательства и книжной торговли И. Д. Сытина. Чтобы возглавить такую организацию, Сытину пришлось записаться во вторую купеческую гильдию. Согласно российским законам того времени, это не только давало право заключать сделки на сумму свыше 20 тыс. рублей и ездить по городу в коляске, запряженной парой лошадей, но и освобождало от телесных наказаний.

Создание новейшей типографии и привлечение специалистов

В 1903 году Сытиным на Пятницкой улице было построено здание в 4 этажа, где запущена новая типография, оснащённая самым современным оборудованием. В том же году при типографии на Пятницкой улице открылась Школа технического рисования и литографического дела (под руководством академика живописи Н. А. Касаткина).

Политическая грамотность

В 1905 году был избран гласным Московской городской думы (аналог депутата).

Скупка конкурентов

В 1916 году купил у наследников большую часть паёв акционерного товарищества «А. Ф. Маркс»; под его контроль перешла реализационная фирма «Контрагентство А. С. Суворина и Ко»

После революции 1917 года

Все предприятия были национализированы, однако Сытин остался в России и даже смог встроиться в новые реалии, продолжая работать на своих предприятиях.

Чему можно поучиться у Сытина

  1. Ориентировался на массовый спрос
  2. Угадал с трендом на повышение грамотности населения
  3. Внедрял самые современные технологии, оборудование, маркетинговые фишки, дилерскую сеть
  4. Использовал низшую цену, демпинговал (с календарями и книжной серией)
  5. Держался в стороне от радикальных политических сил и свернул сотрудничество с оппозиционными писателями-народниками
  6. Инвестировал в развитие бизнеса
  7. Нишевался (не выходя из издательской в другие сферы)
  8. Работал на репутацию
Top.Mail.Ru