Поддержать Олега Эйхе через VK Donut

Николай Гоголь «Мертвые души» 1842 — Книжный блог Олега Эйхе

«Мертвые души» (первоначальное название «Похождения Чичикова, или Мёртвые души», рус. дореф. «Похожденія Чичикова, или Мертвыя души») — величайшее произведение русского прозаика, драматурга, критика, публициста, признанного одним из классиков русской литературы Николая Васильевича Гоголя, которое сам автор назвал поэмой.

«Мертвые души» — роман Николая Гоголя, впервые опубликованный в 1842 году и широко рассматриваемый как образец русской литературы XIX века. Роман повествует о путешествиях и приключениях Павла Ивановича Чичикова и людей, с которыми он сталкивается. Эти люди олицетворяют русскую среднюю аристократию того времени. Сам Гоголь считал своё произведение «эпической поэмой в прозе», а в книге характеризовал его как «поэму в прозе». Гоголь намеревался сделать роман первой частью трёхтомного произведения, но сжёг рукопись второй части незадолго до своей смерти.

Произведение включено в список наиболее значимых произведений мировой литературы ТОП-100 лучших книг Олега Эйхе

Титульная страница первого издания Николая Васильевича Гоголя «Похождения Чичикова, или Мёртвые души. Поэма», Москва, Университетская Типография, 1842 год

Первоначальное название, как показано на иллюстрации (обложки), было «Похождения Чичикова, или Мёртвые души. Поэма», которое сократилось до «Мертвые души».

Обложка издания Николая Васильевича Гоголя «Похождения Чичикова, или Мёртвые души. Поэма», 1846 год

В Российской империи до отмены крепостного права в 1861 году помещики имели право владеть крепостными для обработки своей земли. Крепостные в большинстве случаев считались собственностью помещика, который мог покупать, продавать или закладывать их, как и любое другое движимое имущество . Для подсчета крепостных (и людей в целом) использовался классификатор « душа »: например, «шесть душ крепостных». Сюжет романа опирается на «мертвые души» (т. е. «мертвые крепостные»), которые до сих пор учитываются в имущественных реестрах. На другом уровне название отсылает к «мертвым душам» персонажей Гоголя, каждый из которых представляет собой различные аспекты пошлости (русское существительное, переводимое как «обыденность, пошлость», моральная и духовная, с оттенками мещанской претенциозности, фальшивой значительности и мещанства ). Его также называют плутовским романом , литературным жанром, практически не существовавшим в русской литературе того времени.

Иллюстрации к роману «Мёртвые души»

Иллюстрации к роману «Мёртвые души» создавали выдающиеся русские и зарубежные художники, среди них:

Рисунки Александра Алексеевича Агина, гравированные его постоянным сотрудником Евстафием Бернардским

Собакевич. Иллюстрация Александра Алексеевича Агина к роману-поэме «Мёртвые души»

«Сто рисунков к поэме Н. В. Гоголя „Мёртвые души“» выходили в 1848—1847 годах тетрадями по четыре гравюры на дереве в каждой.

Плюшкин. Иллюстрация Александра Алексеевича Агина к роману-поэме «Мёртвые души»

Помимо Бернардского, в гравировании иллюстраций принимали участие его ученики Ф. Бронников и П. Куренков. Полностью вся серия (104 рисунка) была опубликована в 1892 году и фототипически повторена в 1893 году.

Ноздрёв. Иллюстрация Александра Алексеевича Агина к роману-поэме «Мёртвые души»

В 1902 году, когда истёк срок действия исключительных авторских прав на сочинения Гоголя, принадлежащие петербургскому издателю А. Ф. Марксу; вышло два издания «Мёртвых душ» с рисунками А. А. Агина (Санкт-Петербургской электропечатни и издательства Ф. Ф. Павленкова).

Дама просто приятная и дама, приятная во всех отношениях. Иллюстрация Александра Алексеевича Агина к роману-поэме «Мёртвые души»

В 1934 и 1935 годах книгу с иллюстрациями Агина выпустило Государственное издательство художественной литературы.

Чичиков и Коробочка. Иллюстрация Александра Алексеевича Агина к роману-поэме «Мёртвые души»
Чичиков и Манилов. Иллюстрация Александра Алексеевича Агина к роману-поэме «Мёртвые души»
Чичиков и Ноздрев. Иллюстрация Александра Алексеевича Агина к роману-поэме «Мёртвые души»
Чичиков и Ноздрев. Иллюстрация Александра Алексеевича Агина к роману-поэме «Мёртвые души»
Чичиков и Плюшкин. Иллюстрация Александра Алексеевича Агина к роману-поэме «Мёртвые души»
Чичиков и Собакевич. Иллюстрация Александра Алексеевича Агина к роману-поэме «Мёртвые души»
Чичиков у зеркала. Иллюстрация Александра Алексеевича Агина к роману-поэме «Мёртвые души»

В 1937 году «Мёртвые души» с рисунками Агина, перегравированными М. Г. Приданцевым и И. С. Неутолимовым, выпустило издательство «Academia».

Иллюстрации Петра Михайловича Боклевского

Ноздрёв. Иллюстрация Петра Михайловича Боклевского к книге «Мертвые души»
Собакевич. Иллюстрация Петра Михайловича Боклевского к книге «Мертвые души»
Чиновник. Иллюстрация Петра Михайловича Боклевского к книге «Мертвые души»
Манилов. Иллюстрация Петра Михайловича Боклевского к книге «Мертвые души»

Над иллюстрациями к «Мёртвым душам» художник начал работать в 1860-х годах. Однако первая публикация относится к 1875 году, когда 23 выполненных акварелью портрета гоголевских героев, воспроизведённых в технике ксилографии, напечатал московский журнал «Пчела».

Плюшкин. Иллюстрация Петра Михайловича Боклевского к книге «Мертвые души»
Чичиков. Иллюстрация Петра Михайловича Боклевского к книге «Мертвые души»
Коробочка. Иллюстрация Петра Михайловича Боклевского к книге «Мертвые души»
Учитель Чичикова. Иллюстрация Петра Михайловича Боклевского к книге «Мертвые души»

Затем в журнале «Живописное обозрение» в 1879, 1880, 1887 годах появились ещё семь рисунков. Первым самостоятельным изданием иллюстраций Боклевского стал «Альбом гоголевских типов» (Санкт-Петербург, 1881), изданный Н. Д. Тяпкиным с предисловием В. Я. Стоюнина.

Фетиния. Иллюстрация Петра Михайловича Боклевского к книге «Мертвые души»
Иллюстрация Петра Михайловича Боклевского к книге «Мертвые души»
Собакевич. Иллюстрация Петра Михайловича Боклевского к книге «Мертвые души»
Капитан Копейкин. Иллюстрация Петра Михайловича Боклевского к книге «Мертвые души»

Альбом составили 26 рисунков, ранее публиковавшиеся в журналах. Его неоднократно переиздавали в технике ксилографии петербургские типографы С. Добродеев (1884, 1885), Э. Гоппе (1889, 1890, 1894).

Иван Антонович. Иллюстрация Петра Михайловича Боклевского к книге «Мертвые души»
судебный пристав Манилова. Иллюстрация Петра Михайловича Боклевского к книге «Мертвые души»
Мижуев. Иллюстрация Петра Михайловича Боклевского к книге «Мертвые души»
Петрушка. Иллюстрация Петра Михайловича Боклевского к книге «Мертвые души»

В 1895 году московский издатель В. Г. Готье издал альбом в новой технике фототипии с предисловием Л. А. Бельского. Альбом 1881 года с рисунками Боклевского был факсимильно репродуцирован в Германии берлинским издательством «Рюттен унд Лонинг» (1952).

Селифан. Иллюстрация Петра Михайловича Боклевского к книге «Мертвые души»
Министр. Иллюстрация Петра Михайловича Боклевского к книге «Мертвые души»
Генерал Бетрищев. Иллюстрация Петра Михайловича Боклевского к книге «Мертвые души»

Рисунки Боклевского в качестве собственно иллюстраций использовались нечасто. Наиболее полно они были представлены в 5-м томе «Полного собрания сочинений» Н. В. Гоголя, предпринятого издательством «Печатник» (Москва, 1912).

Плюшкин. Иллюстрация Петра Михайловича Боклевского к книге «Мертвые души»

Позднее рисунками Боклевского иллюстрировались издание «Мёртвых душ» (Гослитиздат, 1952) и 5-й том «Собрания сочинений» Гоголя (Гослитиздат, 1953). Семь овальных погрудных изображений Чичикова, Манилова, Ноздрева, Собакевича, Плюшкина, капитана Копейкина, Тентетникова в «Собрании сочинений» напечатаны на мелованной бумаге на отдельных листах в технике автотипии

Акварели Петра Петровича Соколова

Чичиков у Коробочки. Акварель Петра Петровича Соколова к книге «Мертвые души»

П. П. Соколов, сын живописца П. Ф. Соколова, вначале выполнил цикл цветных акварелей (находятся в Государственном Русском музее). Несколько лет спустя художник возвратился к темам «Мёртвых душ» и в 1890-х годах выполнил серию чёрно-белых акварелей. Первоначально его работы были опубликованы в виде почтовых открыток в начале 1890-х годов и были изданы в виде альбома в 12 листов.

Чичиков у Ноздрёва. Акварель Петра Петровича Соколова к книге «Мертвые души»

В 1891 году в виде альбома изданы цветные акварели Петра Петровича Соколова, опубликованные первоначально в виде почтовых открыток. В качестве книжных иллюстраций чёрно-белые акварели Соколова впервые были использованы в «Иллюстрированном полном собрании сочинений» Гоголя московского издательства «Печатник» в 1911—1912 годах. В 1947 году 25 рисунков Соколова были воспроизведены на отдельных листах в издании, выпущенном в серии Гослитиздата «Русская классическая литература».

Издание А.Ф. Маркса 1900 года

Книга. Похождения Чичикова или Мертвые души. Поэма. СПб.: Издание А.Ф. Маркса, 1900.

Петербургский издатель А. Ф. Маркс в 1900 году осуществил иллюстрированное издание «Мёртвых душ», к подготовке которого была привлечена большая группа художников под руководством П. П. Гнедича и М. М. Далькевича: пейзажи исполняли Н. Н. Бажин и Н. Н. Хохряхов, бытовые сцены — В. А. Андреев, А. Ф. Афанасьев, В. И. Быстренин, М. М. Далькевич, Ф. С. Козачинский, И. К. Маньковский, Н. В. Пирогов, Е. П. Самокиш-Судковская, инициалы и виньетки — Н. С. Самокиш.

Книга. Похождения Чичикова или Мертвые души. Поэма. СПб.: Издание А.Ф. Маркса, 1900.
Книга. Похождения Чичикова или Мертвые души. Поэма. СПб.: Издание А.Ф. Маркса, 1900.
Книга. Похождения Чичикова или Мертвые души. Поэма. СПб.: Издание А.Ф. Маркса, 1900.
Книга. Похождения Чичикова или Мертвые души. Поэма. СПб.: Издание А.Ф. Маркса, 1900.

Всего для издания 1900 года было сделано 365 иллюстраций, с концовками и виньетками — 560, из них 10 иллюстраций воспроизведены гелиогравюрой и напечатаны на отдельных листах, остальные помещены в тексте и напечатаны в технике автотипии. На приобретение у художников прав на использование иллюстрационных оригиналов Маркс затратил значительную сумму — около 7000 рублей.

Top.Mail.Ru