«Мертвые души» (первоначальное название «Похождения Чичикова, или Мёртвые души», рус. дореф. «Похожденія Чичикова, или Мертвыя души») — величайшее произведение русского прозаика, драматурга, критика, публициста, признанного одним из классиков русской литературы Николая Васильевича Гоголя, которое сам автор назвал поэмой.
«Мертвые души» — роман Николая Гоголя, впервые опубликованный в 1842 году и широко рассматриваемый как образец русской литературы XIX века. Роман повествует о путешествиях и приключениях Павла Ивановича Чичикова и людей, с которыми он сталкивается. Эти люди олицетворяют русскую среднюю аристократию того времени. Сам Гоголь считал своё произведение «эпической поэмой в прозе», а в книге характеризовал его как «поэму в прозе». Гоголь намеревался сделать роман первой частью трёхтомного произведения, но сжёг рукопись второй части незадолго до своей смерти.
Произведение включено в список наиболее значимых произведений мировой литературы ТОП-100 лучших книг Олега Эйхе
Первоначальное название, как показано на иллюстрации (обложки), было «Похождения Чичикова, или Мёртвые души. Поэма», которое сократилось до «Мертвые души».
В Российской империи до отмены крепостного права в 1861 году помещики имели право владеть крепостными для обработки своей земли. Крепостные в большинстве случаев считались собственностью помещика, который мог покупать, продавать или закладывать их, как и любое другое движимое имущество . Для подсчета крепостных (и людей в целом) использовался классификатор « душа »: например, «шесть душ крепостных». Сюжет романа опирается на «мертвые души» (т. е. «мертвые крепостные»), которые до сих пор учитываются в имущественных реестрах. На другом уровне название отсылает к «мертвым душам» персонажей Гоголя, каждый из которых представляет собой различные аспекты пошлости (русское существительное, переводимое как «обыденность, пошлость», моральная и духовная, с оттенками мещанской претенциозности, фальшивой значительности и мещанства ). Его также называют плутовским романом , литературным жанром, практически не существовавшим в русской литературе того времени.
Иллюстрации к роману «Мёртвые души»
Иллюстрации к роману «Мёртвые души» создавали выдающиеся русские и зарубежные художники, среди них:
Рисунки Александра Алексеевича Агина, гравированные его постоянным сотрудником Евстафием Бернардским
«Сто рисунков к поэме Н. В. Гоголя „Мёртвые души“» выходили в 1848—1847 годах тетрадями по четыре гравюры на дереве в каждой.
Помимо Бернардского, в гравировании иллюстраций принимали участие его ученики Ф. Бронников и П. Куренков. Полностью вся серия (104 рисунка) была опубликована в 1892 году и фототипически повторена в 1893 году.
В 1902 году, когда истёк срок действия исключительных авторских прав на сочинения Гоголя, принадлежащие петербургскому издателю А. Ф. Марксу; вышло два издания «Мёртвых душ» с рисунками А. А. Агина (Санкт-Петербургской электропечатни и издательства Ф. Ф. Павленкова).
В 1934 и 1935 годах книгу с иллюстрациями Агина выпустило Государственное издательство художественной литературы.
В 1937 году «Мёртвые души» с рисунками Агина, перегравированными М. Г. Приданцевым и И. С. Неутолимовым, выпустило издательство «Academia».
Иллюстрации Петра Михайловича Боклевского
Над иллюстрациями к «Мёртвым душам» художник начал работать в 1860-х годах. Однако первая публикация относится к 1875 году, когда 23 выполненных акварелью портрета гоголевских героев, воспроизведённых в технике ксилографии, напечатал московский журнал «Пчела».
Затем в журнале «Живописное обозрение» в 1879, 1880, 1887 годах появились ещё семь рисунков. Первым самостоятельным изданием иллюстраций Боклевского стал «Альбом гоголевских типов» (Санкт-Петербург, 1881), изданный Н. Д. Тяпкиным с предисловием В. Я. Стоюнина.
Альбом составили 26 рисунков, ранее публиковавшиеся в журналах. Его неоднократно переиздавали в технике ксилографии петербургские типографы С. Добродеев (1884, 1885), Э. Гоппе (1889, 1890, 1894).
В 1895 году московский издатель В. Г. Готье издал альбом в новой технике фототипии с предисловием Л. А. Бельского. Альбом 1881 года с рисунками Боклевского был факсимильно репродуцирован в Германии берлинским издательством «Рюттен унд Лонинг» (1952).
Рисунки Боклевского в качестве собственно иллюстраций использовались нечасто. Наиболее полно они были представлены в 5-м томе «Полного собрания сочинений» Н. В. Гоголя, предпринятого издательством «Печатник» (Москва, 1912).
Позднее рисунками Боклевского иллюстрировались издание «Мёртвых душ» (Гослитиздат, 1952) и 5-й том «Собрания сочинений» Гоголя (Гослитиздат, 1953). Семь овальных погрудных изображений Чичикова, Манилова, Ноздрева, Собакевича, Плюшкина, капитана Копейкина, Тентетникова в «Собрании сочинений» напечатаны на мелованной бумаге на отдельных листах в технике автотипии
Акварели Петра Петровича Соколова
П. П. Соколов, сын живописца П. Ф. Соколова, вначале выполнил цикл цветных акварелей (находятся в Государственном Русском музее). Несколько лет спустя художник возвратился к темам «Мёртвых душ» и в 1890-х годах выполнил серию чёрно-белых акварелей. Первоначально его работы были опубликованы в виде почтовых открыток в начале 1890-х годов и были изданы в виде альбома в 12 листов.
В 1891 году в виде альбома изданы цветные акварели Петра Петровича Соколова, опубликованные первоначально в виде почтовых открыток. В качестве книжных иллюстраций чёрно-белые акварели Соколова впервые были использованы в «Иллюстрированном полном собрании сочинений» Гоголя московского издательства «Печатник» в 1911—1912 годах. В 1947 году 25 рисунков Соколова были воспроизведены на отдельных листах в издании, выпущенном в серии Гослитиздата «Русская классическая литература».
Издание А.Ф. Маркса 1900 года
Петербургский издатель А. Ф. Маркс в 1900 году осуществил иллюстрированное издание «Мёртвых душ», к подготовке которого была привлечена большая группа художников под руководством П. П. Гнедича и М. М. Далькевича: пейзажи исполняли Н. Н. Бажин и Н. Н. Хохряхов, бытовые сцены — В. А. Андреев, А. Ф. Афанасьев, В. И. Быстренин, М. М. Далькевич, Ф. С. Козачинский, И. К. Маньковский, Н. В. Пирогов, Е. П. Самокиш-Судковская, инициалы и виньетки — Н. С. Самокиш.
Всего для издания 1900 года было сделано 365 иллюстраций, с концовками и виньетками — 560, из них 10 иллюстраций воспроизведены гелиогравюрой и напечатаны на отдельных листах, остальные помещены в тексте и напечатаны в технике автотипии. На приобретение у художников прав на использование иллюстрационных оригиналов Маркс затратил значительную сумму — около 7000 рублей.