Продолжаем исследовать вместе со знаменитыми путешественниками Карелию прошлого и открывать современную туристическую Карелию настоящего. В предыдущих четырёх частях я осветил важнейшие маршруты финского писателя-путешественника Элиаса Лённрота по знаковым местам Карелии (тогдашнему Северу Российской империи с 1828 по 1833 годы):
- Рускеала. Сортавала. Валаам
- Реболы. Аконлахти. Костомукшский заповедник
- Войница. Водопад Куми-порог
- Вокнаволок. Озеро Верхнее Куйто
В этой части настало время вернуться в более далёкое прошлое и обратиться к самому известному путешественнику наших мест – Петру I Великому.
Создание в Петрозаводске памятника Петру I было вызвано тем, что события петровской эпохи непосредственно коснулись Карелии и во многом определили её дальнейшую историю.
Осударева дорога
Первый визит царя в Карелию состоялся в 1702 году. Тогда он с гвардией, канцелярией и свитой силами карельских крестьян прокладывал так называемую «Осудареву дорогу» (путь волоком от села Нюхча на берегу Белого моря до Повенца на берегу Онежского озера) для завоевания крепости Нотебург у шведов. Этот визит позволил Петру оценить возможности края и использовать их в дальнейших планах.
Осударева дорога – первый этап превращения России в морскую державу и фактически связавший два моря, Белое и Балтийское – путь длиной 174 версты (260 км) и шириной в 3 сажени, проложенный в 1702 году по суше от пристани Нюхча на Белом море до Повенца на Онежском озере.
В те годы Россия вела Северную войну со Швецией. Российские судостроительные верфи располагались в Архангельске, на Белом море. У Петра I возник смелый план: перетащить волоком построенные суда к Онежскому озеру, затем к Ладоге. Нужна была широкая дорога, чтобы по ней можно было перемещать не только солдат и подводы, но и корабли.
Дорога была разведана по древнему новгородскому пути и проложена по заболоченным лесам. Руководил строительством сержант Преображенского полка М. И. Щепотьев, строительство вели около 5000 крестьян из Архангельской, Олонецкой и Новгородской губерний (Олонецкого, Беломорского, Каргопольского уездов и карельского Поморья, из Нюхчи, Сумского Посада, Кеми, Усть-Онежского погоста, Каргополя, Белоозера и Повенца).
Работы производились двумя строительными группами — северной и южной, продвигавшимися навстречу друг другу. Северный участок (94 версты) включал строительство пристани на мысе Вардегорский Белого моря и сухопутный участок до деревни Вожмосалма на берегу Выгозера. Южный участок составил 80 вёрст. Строительство началось в двадцатых числах июня 1702 года, а 14 июля Петру I было доложено, что дорога готова. Таким образом, примерно за 20 дней была построена дорога протяжённостью в 174 версты.
В ночь на 17 августа 1702 года в районе Вардегорского мыса армейская группа под командованием Петра I начала выдвижение по Осударевой дороге и уже 26 августа находилась в Повенце на Онежском озере для дальнейшей переброски на 85 судах Михаила Щепотьева на Ладогу.
По сути это была первая в истории России десантная операция.
26 сентября армейская группа начала штурм шведской крепости Нотебург и к 11 октября 1702 года успешно овладела ею.
Ныне это Объект культурного наследия народов РФ федерального значения – Крепость Орешек (в русских летописях город Орехов; фин. Pähkinälinna, Пя́хкинялинна; швед. Nöteborg, Нётеборг) — древняя русская крепость на Ореховом острове в истоке реки Невы, напротив города Шлиссельбурга в Ленинградской области.
В результате этого похода русские войска одержали первую крупную победу в Северной войне. В октябре 1702 года пала шведская крепость Нотебург (Орешек), переименованная царем в Шлиссельбург: Россия начала контролировать выход в Балтийское море и впервые заявила о себе как о мощном европейском государстве. Факт необычайно важный, если вспомнить, что к началу царствования Петра I Россия была отрезана от морских побережий. 16 мая 1703 года в дельте Невы был заложен Санкт-Петербург. Исходными пунктами этого похода Петра I были Архангельск и Соловецкие острова.
В известном художественном фильме «Россия молодая» есть эпизод, в котором войска одновременно волокут посуху два малых фрегата – яркое упоминание Осударевой дороги.
Выдающийся советский писатель Михаил Пришвин создал роман-сказку Осударева дорога:
С XIX века Осударева дорога была заброшена. В 1933 году по местам заброшенной дороги прошла трасса Беломорско-Балтийского канала. Но в последние годы маршрут начинают восстанавливать для использования в историко-туристических целях.
- В 1993 году в Петрозаводске был создан исследовательский проект «Осударева дорога».
- В ноябре 2016 года создана Карельская региональная общественная организация по проведению научно-исследовательских экспедиций «Осударева дорога». Руководители — члены Русского географического общества Сергей Никулин и Юрий Русанов.
- В 2020–2022 гг. на маршруте осуществлялась исследовательский проект по гранту РФФИ «Петровская эпоха в истории России: современный научный взгляд»
В 1993 году для изучения объекта в Петрозаводске создан научно исследовательский проект «Осударева дорога», организуются археологические и ландшафтные экспедиции. Наибольший интерес представляет начальный пункт петровской трассы — Вардегорский мыс. Здесь в 1993 году участники проекта установили памятный крест и мемориальный знак. В 500 м от побережья выявлена гать из стволов молодых хвойных деревьев. Поверх поперечного мощения уложены продольные лаги, с вбитыми по периметру деревянными кольями.
На береговой террасе реки Нюхча зафиксирован природный холм «Государев клоч». По преданию, Пётр I в дни похода на нём обедал и отдыхал. В 10 км от него выявлен инженерно-строительный комплекс «Щепотева гора», названная в честь строителя пути М. И. Щепотева. В 1994 году на «Щепотевой горе» участники экспедиции «Осударева дорога» смонтировали памятный знак.
В междуречье рек Сума и Нела, к северо-востоку от села Коросозеро, на возвышенности зафиксировано семь фрагментов гати шириной до 5,0 м. Здесь на стволе неживой сосны возрастом 340 лет обнаружен тёсаный знак, напоминающий крест «Св. Андрея Первозванного», который предположительно относится к петровской экспедиции 1702 года. На правом берегу реки Южный Выг, напротив урочища Петровский Ям, где стояла армия Петра I, выявлена просека с откатанными валунами.
Современный маршрут Осударевой дороги:
- мыс Вардегорский — место десанта армейской группы Петра I в ночь на 17 августа 1702 года;
- гора Святая;
- село Нюхча — с 16 на 17 августа 1702 года здесь ночевал Петр I;
- Государев клоч — место временной стоянки Петра I. (14 верст вверх по реке Нюхча);
- Щепотева гора;
- урочище Красная мычка;
- Миленские горы;
- гора Ветряная;
- Патрикеева Сюрьга;
- река Илоза (Сума) — форсировалась армейской группой 18 августа 1702 года;
- Пулозеро;
- Пихкамох;
- село Коросозеро;
- Петровский Ям — место временной стоянки армейской группы.
На основе этих точек разработан туристический маршрут «Осударева дорога». В Беломорском и Медвежьегорском районах проводится одноименный военно-исторический фестиваль.
Нюхча
Сегодня Нюхча — поморское село в Карелии, входит в Сумпосадское сельское поселение. Название реки и села Нюхча происходит от саамского слова nühhč(a-) — «лебедь». Находится на территории Беломорского района на границе Карелии и Архангельской области, на берегу реки Нюхча в 5 км от Белого моря. Имеет одноимённую железнодорожную станцию Нюхча на железнодорожной линии «Беломорск — Обозерская». До Нюхчи можно добраться на железнодорожном транспорте (на электропоездах: «Кемь — Маленьга», «Мурманск — Вологда»), а также по грунтовой автодороге из города Беломорска.
В XV веке село Нюхча принадлежало Марфе-посаднице, жене новгородского посадника Исаака Борецкого – Марфе Борецкой.
Марфа Борецкая (известна как Марфа-посадница, в различных источниках указывается отчество Семёновна или Ивановна) — одна из лидеров новгородской оппозиции к Ивану III. Марфа выступала за независимость Новгорода от Москвы и сближение с Литвой. Потеряла земли и богатство в результате поражения Новгорода в московско-новгородской войне 1477—1478 годов, была увезена из Новгорода, впоследствии приняла постриг и умерла в монастыре или была казнена.
В XV—XVI веках, после падения Новгорода и присоединения к Москве, село Нюхча было приписано к монастырю на Соловецких островах – в 1590 году пожаловано Соловецкому монастырю. В конце XIX века в Нюхче насчитывалось 260 дворов.
С 16 на 17 августа 1702 года в селе Нюхча ночевал Петр I.
Воспоминание крестьянина о пребывании Петра в Нюхче:
А в Нюхче нашей царь остановился под лудой Крестовой (такая невысокая, в версте от Пономаревой). У Вардегоры сделана была царская пристань для кораблей; лес теперь разнесло, остался один колодезь, да по двум каменным грудам еще можно признать это место. Они-де и песочком были прежде обсыпаны. Теперь вода всё это 156 .чамыла п унесла. В Нюхчу нашу пришел царь со своим любимцем Щепотевым, погулял по ней, показал народу свои царские очи. Деревню похвалил: «Как-де не быть деревне богатой — государево село». Шил он у нас сутки целые в том месте, где теперь стоит наша церковь, а прежде стояли две соловецкие кельи; для царевича был припасен другой дом, крестьянской, на другой сторопе, супротив царского дома. На другие сутки царь отправился по реке нашей прямой к дороге, а строили эту дорогу целой год всеми волостями соловецкими; из разных сторон народ пригнан был, несколько тысяч.
Повенец
Повенец (карел. Poventsa) — посёлок городского типа в Медвежьегорском районе Республики Карелия Российской Федерации. Административный центр Повенецкого городского поселения. Расположен на берегу Повенецкого залива Онежского озера, при впадении в него реки Повенчанки, в 26 км к востоку от железнодорожной станции Медвежья Гора (на линии Санкт-Петербург — Мурманск). Начальный пункт Беломорско-Балтийского канала (в районе посёлка находится «Повенецкая лестница» из семи шлюзов). Посёлок связан автомобильными дорогами с Медвежьегорском и Пудожем.
Впервые в исторических документах («Писцовая книга Обонежской пятины») упоминается в 1496 году. В XVI—XVII веках через Повенец пролегала «тропа богомольцев» к Соловецкому монастырю, населённый пункт представлял собой торговую слободу.
Во второй половине XVI века, при Иване Грозном, поставлены два таможенных двора, упоминаемые впервые в Писцовой книге Заонежской половины Обонежской пятины 1582/83 гг.
В 1702 году Повенец стал конечным пунктом «Осударевой дороги» (водно-волоковый путь, которым в ходе Северной войны всего за восемь дней были доставлены в Онежское озеро военные корабли, с помощью которых русская армия в дальнейшем взяла шведские крепости Кексгольм и Нотебург).
В 1703 году Пётр I основал в Повенце чугунолитейный завод (изготавливались пушки, шпаги и такелаж для молодого российского флота); завод работал на местной руде.
На памятной табличке «Осударева дорога» на выезде из поселка Повенец написано:
«В 1702 году царь Петр Великий перетащил волоком два судна из Белого моря в Онежское озеро. С тех пор трасса, проложенная через тайгу и болота, стала называться «Осударевой дорогой». Она стала прологом основания Санкт-Петербурга».
До Октябрьской революции в Повенце было три церкви. Первая, деревянная, во имя Петра и Павла, была построена в 1600 году схимонахом Аноимом и новгородскими купцами.
В 1859 году началось строительство собора Петра и Павла, который был завершен между 1861-1864 годами. В 1905 году он был переименован в собор Смоленской иконы Божией Матери.
В том же 1905 году был возведен трехпрестольный Петропавловский собор.
Старинный собор Повенца был очень важен и для истории Карелии. В нем побывал Петр I в 1702 году во время своего знаменитого похода по Осударевой дороге и в память об этом пожаловал в собор темно-палевую шелковую ризу с зелеными оплечьями для церковного служения. Этот подарок бережно хранился в храме, впрочем, как и другие реликвии, связанные с Петром I в самом Повенце.
Сегодня в Повенце можно посетить новый храм Николая Чудотворца
Осударева дорога. Нюхча. Повенец. Путевой очерк-обзор Олега Эйхе. Видео
Заключительная часть путевого очерка-обзора Олега Эйхе по Карелии: Часть 6. Надвоицы. Серебряная Гора. Воицкий золотой рудник
Ссылки, Источники
Для поиска информации о местах, где пролегали маршруты Петра Великого, я решил воспользоваться данными с Википедии, библиотек, а также популярны карельских и российских порталов:
- Осударева дорога https://wiki-karelia.ru/articles/istoriya-kraya/osudareva-doroga/
- ОСУДАРЕВА ДОРОГА https://cultnord.ru/memory-knots/dorogi/osudareva-doroga/
- Предчувствуя фарт и не имея конфузий https://rk.karelia.ru/special-projects/uchenyj-sovet/predchuvstvuya-fart-i-ne-imeya-konfuzij/
- Трасса «Осударева дорога» (респ. Карелия) https://petersmonuments.ru/russia/memorials/trassa-osudareva-doroga-resp-kareliya/
- Село Нюхча https://pomorskibereg.ru/selo-nyuxcha/
- О памятниках архитектуры Карелии. Что мы потеряли за 100 лет https://gazeta-licey.ru/culture/94931-o-pamyatnikah-arhitektury-karelii-chto-my-poteryali-za-100-let
- Повенец: Тропа богомольцев, Осударева дорога, Беломорско-Балтийский канал https://anashina.com/povenec-tropa-bogomolcev-osudareva-doroga-belomorkanal/
- «Осударева дорога» https://amsmolich.livejournal.com/276383.html
- Храм Николая Чудотворца (Повенец) https://azbyka.ru/
Литература
- Журнал или Поденная записка, блаженныя и вечнодостойныя памяти государя императора Петра Великаго с 1698 года, даже до заключения Нейштатскаго мира. Ч.1, Санктпетербург: При Имп. Акад. наук, 1770.
- Шафиров П.П. Рассуждения, какие законные причины Его царское Величество Петр Первый, царь и повелитель всероссийский, к начатию войны против короля 12 шведского в 1700 году имел. СПб,1717.
- Письма и бумаги императора Петра Великого.Т.2,СПб,1889
- Пушкарев И.И. Описание Российской империи в историческом, географическом и статистическом отношениях. Т.1, тетр.2, Архангельская губерния. СПб,1845
- Лебедев Л. Жизнь Петра Великого.СПб,1890
- Об устройстве между Белым морем и Онежским озером усовершенствованного пути.Гл.7.Данные для устройства сухопутной дороги между Повенцом и Сумским Посадом//Олонецкие губернские ведомости № 10,1875
- Кротков А. Взятие шведской крепости Нотебург на Ладожском озере Петром Великим в 1702 году. СПб, 1896
- Энгельгард А.П. Русский Север.Путевые заметки.СПб,1897
- Осударева дорога // Военная энциклопедия : [в 18 т.] / под ред. В. Ф. Новицкого … [и др.]. — СПб. ; [М.] : Тип. т-ва И. Д. Сытина, 1911—1915.
- Мегорский В. П. Осударева дорога // Военный сборник. № 8, 1903. С. 221–242.
- Северные предания. (Беломорско–Обонежский регион). Издание подготовила. Н. А. Криничная. Ленинград Наука 1978