Поддержать Олега Эйхе через VK Donut

Прокудин-Горский. Бизнес истории с Олегом Эйхе

Здравствуйте, дорогие друзья. В этом цикле я хочу обратиться к историям предпринимателей, которые могут помочь сформировать объективное представление о ведении бизнеса в прошлом, чтобы понять, как строить своё дело в настоящем и будущем. Надеюсь, цикл будет полезен как взрослым, так и молодому поколению.

Сегодня я хочу поговорить о судьбе Сергея Михайловича Прокудина-Горского, первого трэвел-блогера и пионера русской цветной фотографии, человека, благодаря которому мы можем увидеть цвета той дореволюционной России.

Сергей Михайлович Прокудин-Горский  — родился 18 августа 1863 в родовом имении дворянского рода Прокудиных-Горских Фуникова Гора, Покровский уезд, Владимирская губерния, Российская империя — русский фотограф, химик (ученик Дмитрия Менделеева), изобретатель, издатель, педагог и общественный деятель, член Императорского Русского географического, Императорского Русского технического и Русского фотографического обществ. Внёс значительный вклад в развитие фотографии и кинематографии. Пионер цветной фотографии в России, создатель «Коллекции достопримечательностей Российской империи».

Образование

Три года (до 1886) учился в Александровском лицее, однако не окончил полного курса. С октября 1886 по ноябрь 1888 года слушал лекции по естественному разделу на физико-математическом факультете Санкт-Петербургского университета. С сентября 1888 по май 1890 года был слушателем Императорской Военно-медицинской академии, которую не окончил. Изучал живопись в Императорской Академии художеств.

Карьера

В 1890 году женился на Анне Александровне Лавровой — дочери русского металловеда и директора товарищества гатчинских колокольных, медеплавильных и сталелитейных заводов Лаврова. Сам Прокудин-Горский стал директором правления на предприятии своего тестя.

Научная деятельность

В 1897 году начал делать доклады о технических результатах своих фотографических исследований Пятому отделу Императорского русского технического общества (ИРТО). Продолжал эти доклады до 1918 года.

В 1898 году стал членом Пятого фотографического отдела ИРТО и выступил с сообщением «О фотографировании падающих звёзд (звёздных дождей)». Уже в то время являлся российским авторитетом в области фотографии, ему была поручена организация курсов практической фотографии при ИРТО.

В 1898 году опубликовал первые книги из серии работ по техническим аспектам фотографии: «О печатании с негативов» и «О фотографировании ручными фотоаппаратами».

В 1900 году Русское техническое общество показало чёрно-белые фотографии Прокудина-Горского на Всемирной Парижской выставке

1906 год. Становится редактором Петербургского журнала «Фотограф-любитель» и остаётся на этой должности до 1909 года. Он пишет серию технических статей о принципах воспроизведения цвета.

Бизнес Прокудина-Горского

2 августа 1901 года в Петербурге открылась «фотоцинкографическая и фототехническая мастерская» Прокудина-Горского, где в 1906—1909 годах располагалась лаборатория и редакция журнала «Фотограф-любитель», в котором он опубликовал серию технических статей о принципах воспроизведения цвета.

В 1903 году опубликовал брошюру «Изохроматическое фотографирование ручными фотоаппаратами».

В апреле — сентябре 1905 года планировал издать в виде фотооткрыток по договору с благотворительной Общиной Святой Евгении около 400 цветных фотографий Кавказа, Крыма и Украины (включая 38 видов Киева). Однако из-за политических потрясений в стране и вызванного ими финансового кризиса договор был расторгнут в том же 1905 году, и свет увидели лишь около 90 открытых писем.

В 1912 году закончилась официальная поддержка проекта Прокудина-Горского по фотообзору России. В 1913—1914 годах участвовал в создании акционерного общества «Биохром», которое, в числе прочего, предлагало услуги по цветной фотографии и по печатанию чёрно-белых и цветных фотографий

Обмен опытом, повышение квалификации и продвижение за границей

В 1902 году в течение полутора месяцев обучался в фотомеханической школе в Шарлоттенбурге (около Берлина) под руководством доктора Адольфа Мите. Последний в том же 1902 году создал свою модель камеры для цветной съёмки и проектор для демонстрации цветных снимков на экране.

С апреля по сентябрь 1906 года провёл много времени в Европе, участвуя в научных конгрессах и фотовыставках в Риме, Милане, Париже и Берлине. Получил золотую медаль на Международной выставке в Антверпене и медаль за «Лучшую работу» в области цветной фотографии от фотоклуба в Ницце

Проекты Прокудина-Горского

Выступал с лекциями о своих достижениях в области цветной фотографии, используя диапозитивы, в Императорском Русском техническом обществе, Петербургском фотографическом обществе и в других учреждениях города.

В это время задумал проект: запечатлеть в цветных фотографиях современную ему Россию, её культуру, историю и модернизацию. Прокудин-Горский в мае 1909 года получил аудиенцию у императора Николая II, который поручил ему заснять всевозможные стороны жизни всех областей, составлявших тогда Российскую империю. Для этого фотографу был выделен специально оборудованный железнодорожный вагон. Для работы на водных путях правительство выделило небольшой пароход, способный идти по мелководью, с командой, а для реки Чусовой — моторную лодку. Для съёмок Урала и Уральского хребта в Екатеринбург был прислан автомобиль «Ford». Прокудину-Горскому были выданы царской канцелярией документы, дававшие доступ во все места империи, а чиновникам было предписано помогать Прокудину-Горскому в его путешествиях.

Все съёмки проводил на свои средства, которые постепенно истощились.

Карта съёмок Прокудина-Горского (1904—1916) в Европе, Сибири и Средней Азии

первая серия цветных снимков была сделана в ходе поездки по Великому княжеству Финляндскому в сентябре — октябре 1903 года, где были сделаны фотографии Нейшлота, Выборга, Вильманстранда, Сайменского канала и Сайменского озера.

В 1904 году снимал цветные фотографии Дагестана (апрель), Черноморского побережья (июнь) и Лужского уезда Санкт-Петербургской губернии (декабрь)

В апреле — сентябре 1905 года совершил первую большую фотопоездку по Российской империи, в ходе которой снял около 400 цветных фотографий Кавказа, Крыма и Украины (включая 38 видов Киева).

В декабре 1906 года первый раз отправился в Туркестан: для фотографирования солнечного затмения 14 января 1907 года (1 января 1907 по старому стилю) в горах Алая близ станции Черняево (ныне Хаваст) над Сулюктинскими копями. Хотя затмение не удалось запечатлеть из-за облачности, в январе 1907 года сделал много цветных снимков Самарканда и Бухары, Голодной Степи.

В мае 1908 года ездил в Ясную Поляну, где сделал серию снимков (более 15), в том числе несколько цветных фотографических портретов Льва Толстого.

В марте 1910 года состоялось первое представление царю фотографий водного пути Мариинского канала и промышленного Урала, сделанных Прокудиным-Горским. В 1910—1912 годах в рамках запланированной фотографической экспедиции по Камско-Тобольскому водному пути совершил большое путешествие по Уралу.

В 1911 году Прокудин-Горский дважды совершил фотоэкспедиции в Туркестан, снимал памятники в Ярославской и Владимирской губерниях.

В 1911—1912 годах к празднованию столетия победы в Отечественной войне 1812 года фотографировал места, связанные с Наполеоновской кампанией в России, посетив Бородинское поле, Малоярославец, Смоленск, Красный, Ковно.

В 1912 году фотографировал Камско-Тобольский водный путь и Оку.

Летом 1916 года Прокудин-Горский совершил свою последнюю фотоэкспедицию — сфотографировал недавно построенный южный участок Мурманской железной дороги и Соловецкие острова. Сделано более 120 снимков дороги, достопримечательностей Олонецкой губернии, Петрозаводска и населённых пунктов современной Карелии.

В 1918 году отъезд Прокудина-Горского за границу.

В 1920—1922 годах Прокудин-Горский написал серию статей для «British Journal of Photography» (Британский журнал по фотографии) и получил патент на «фотоаппарат для цветной кинематографии».

Переехав в 1922 году в Ниццу, Прокудин-Горский работал вместе с братьями Люмьер. До середины 1930-х годов занимался просветительской деятельностью во Франции.

Альбом «Мурманская железная дорога» с сайта Открытого исследовательского проекта «Наследие С. М. Прокудина-Горского». 1916 год

Летом 1916 года Прокудин-Горский совершил свою последнюю фотоэкспедицию — сфотографировал недавно построенный южный участок Мурманской железной дороги и Соловецкие острова. Сделано более 120 снимков дороги, достопримечательностей Олонецкой губернии, Петрозаводска и населённых пунктов современной Карелии.

  1. г. Лодейное Поле Олонецкой губернии. Вид от вокзала на ул. Торговую (совр. Урицкого).
  2. Ст. Ладва Олонецкой ж.д. Неровности пути. Слева здание жд казармы (совр. адрес – ул. Привокзальная, д.40), снято по направлению к Петрозаводску, вокзал ст. Ладвы находится в полукилометре от казармы в обратную сторону.
  3. Петрозаводск. Общий вид [Александровского] завода. Завод построен в 1772-1774 г.г. Аникитой Ярцовым.
  4. Петрозаводск. Об[щий] вид с жел. дороги (Олонецк[ой]) На снимке вид на г. Петрозаводск от разъезда Голиковка (в наст. время- станция Голиковка). На среднем плане ул. Новозагородная (в наст. время не существует, находилась между ул. Загородной и Заднемашезерской (ныне Кузьмина)).
  5. На дрезине у Петрозаводска по [Олонецкой] ж.д. Снимок сделан на подъезде к разъезду Голиковка с южной стороны. На дрезине С.М.Прокудин-Горский в сопровождении чиновника жд ведомства, сзади — пленные австрийцы
  6. Водопад Кивач
  7. Вешала для сушки сена. снимок сделан во время поездки к водопадам на реке Суне.
    Аналогичные конструкции в очерке М.Пришвина «В краю непуганных птиц» названы зародами для сушения хлеба.
  8. Завод для вяления рыбы. Снято у линии жд (шпалы на ближн. плане и жд инструмент у здания), по зерк. метке между селом Кондопога и рекой Суна.
    Рыбу для вяления сначала солят, через 2-4 дня кладут в печь на 1-2 суток, далее вывешивают на воздух (на снимке под навес на крыше).
  9. Бараки [строителей] у станции [Кивач] Станция Кивач – совр. ст. Кондопога, находилась на 50 версте от Петрозаводска после карьера См. фото №0275. В 1916 г. называлась “Кивач”, в 1918-1922 г.г. – “Карьер” (или “Пост 50-й версты”), с 1923 г. – “Кивач”, с 1965 г. – “Кондопога”.
  10. Ж.д. депо на станции [Кивач]. / [Паровозный сарай.] В одном здании находятся паровозное стойло (в центре), вагонное стойло (слева) и мастерские (справа)
  11. Прессовальный станок для сена. снимок сделан в у с. Кондопога. Сено заготовляется для лошадей, используемых на строительстве жел. дороги, и мясного скота, привезенного из других регионов для питания рабочих. Крестьяне сено для собств. нужд не прессуют.
  12. Земское училище в селе Кяппесельга. Училище находилось справа от линии жд при движ. на Мурманск. Здание не сохранилось.
  13. сельскохозяйственная ферма на ст. Медвежья Гора.
  14. Лесопилка на речке Кумса у ст. Медвежья Гора. / [Лесозавод Захарьева на речке Кумсе.] На снимке вододействующий лесозавод Захарьева. Находился на р. Кумсе у Медвежьей горы выше жд моста, назывался также Кумсинским и Лумбушским.
  15. Медвежья гора. Снято на реке Кумса выше ст. Медвежья Гора у лесозавода Захарьева. В наст. вр. гора имеет второе название – Дивья.
  16. Бараки для [рабочих] по Мурм. ж.д. снимок сделан у ст. Медвежья Гора. Опубликован в 1916 г. (“Краткий очерк постройки железной дороги на Мурман.”) под названием “Рабочие бараки”. Бараки разобраны в 1923 г., из них был построен переселенческий поселок на берегу Онежского оз. и р. Кумсы.
  17. Ж.д. поселок у ст. [Масельская] Станция и жд пути находятся за левой границей кадра;
    направление съемки – на север.
  18. Водопад [Воицкий] на [реке Выг] На среднем плане в центре – правая (Мельничная) падь, правее – срединная падь.
    В перспективе дер. Надвоицы (Воица), которая расположена на правом берегу р. Выг между оз. Выгозером и Воицким оз., в последнее река впадает ниже водопада.
  19. Село Сороки. Вид на остров Сорока со стороны Сороцкого острова.
    Слева Свято-Троицкая церковь (освящ. в 1894 г.), справа Зосимо-Савватьевская (постр. в 1868 г.). Современное название села Сорока – город Беломорск
  20. Сети в селе Сорока (Беломорск)
  21. Гор. Кемь. Вид с Каменной горы (Большой Леп-остров).
    В центре- Благовещенский собор, правее- церковь св. Зосимы и Савватия.
    Слева рукав реки Кемь – Пудас.
  22. Ж.д. мост через реку [Кемь] Снято с правого берега р. Кемь в сторону Мурманска.
    На мосту служебный вагон Николаевской жел. дороги №2419, на котором Прокудин-Горский совершал поездки в 1909-1912 и 1916 гг.
  23. Вид Соловецкого м[онасты]ря с суши. / [Вид стены Соловецкого монастыря у Святого озера. На снимке Квасоваренные ворота у Квасоваренной башни, на среднем плане Поваренная башня, дальняя башня- Архангельская.
  24. Вид на [Соловецкий] монастырь из [Преображенской] гостиницы. На берегу Александро-Невская часовня, справа на дальнем плане Петровская часовня.
    Александровская часовня построена в память прибытия 20 июня 1858 года к монастырской пристани у Святых ворот Имп. Александра II.
Top.Mail.Ru