Поддержать Олега Эйхе через VK Donut

Редкие книги, рукописи и музыкальные экспонаты от Средневековья до современности – изучаем уникальные лоты Сотбис – Книжный блог Олега Эйхе

Итак, чтобы ориентироваться в мире искусства и антиквариата, нам нужно представлять, что происходит в залах самых крупных аукционных домов. Sotheby’s – один из старейших в мире аукционных домов. Совместно с аукционным домом «Кристис» (Christie’s) занимает около 90% рынка мирового антиквариата.

С 12 июня 2024 г. по 11 июля 2024 г. на площадках Sotheby’s в Париже, Лондоне, и Нью-Йорке проходит распродажа изысканных книг и рукописей.

Меня интересовали лоты, связанные с книгами, рукописями и вот что интересного я нашёл:

Александр II и Мария Александровна. ЦЕРЕМОНИАЛЬНЫЙ КОРОНАЦИОННЫЙ АЛЬБОМ, Санкт-Петербург, 1856 год. Начальная ставка – 20 000 фунтов стерлингов

Описание священного торжества и коронации их императорских величеств императора Александра II и императрицы Марии Александровны. [Санкт-Петербург]: (Императорская Академия наук), 1856 г.

КОРОНАЦИОННЫЙ АЛЬБОМ, созданный в память о религиозных церемониях и светских событиях, связанных с коронацией Александра II и Марии Александровны в Москве в сентябре 1856 года. Этот памятный альбом, выпущенный для частного распространения среди гостей и высокопоставленных лиц, был выпущен тиражом в 200 французских экземпляров и 200 русских экземпляров. Хромолитографии были напечатаны Лемерсье в Париже, крупный шрифт был специально заказан, а плотная бумага импортирована из Китая. Главный художник Михай фон Зичи (Михаил Александрович Зичи) стал придворным художником после успешного выполнения работ, документирующих церемонии.

Двойной фолиант со слоном (900 x 665 мм), напечатанный на очень плотной бумаге, 63 текстовых листа на французском языке, хромолитографированный титульный лист, напечатанный красным, золотым и серебряным шрифтом, хромолитографированный фронтиспис регалий, хромолитографированный двойной портрет Царя и Царицы, 14 хромолитографированные пластины (с подписями на русском и французском языках) Зичи (6), Тимма (5) и других, два хромолитографированных плана (собора и Кремля) с тканевыми ограждениями (некоторые порванные или дефектные) и вставленными современной прозрачной бумагой для рисования. в качестве охраны, многочисленные иллюстрации в тексте (некоторые напечатаны в цвете), большая складная панорама Москвы на четырех листах (2336 х 240 мм.) в отдельной рамке и глазурованная, современная (выцветшая темно-синяя) кожа с большой позолоченной центральной частью на верхней обложке. , две металлические застежки, легкая лисица по краям, небольшой надрыв пластины с регалиями, пятна на стр. 101-102, отслоившиеся несколько листов текста, оторванный корешек, несколько потертый переплет

Сэр Фрэнсис Дрейк | Возрождение сэра Фрэнсиса Дрейка – Лондон, Николас Борн. 1653 год. Текущая ставка – 5000 фунтов стерлингов

В первый день Нового года 1593 года Дрейк подарил рукопись своих приключений королеве Елизавете. В 1626 году его заметки были собраны и опубликованы Филиппом Николсом и Фрэнсисом Дрейком (племянником Дрейка), чтобы вызвать энтузиазм к приключениям в Англии и вдохновить более поздних британских исследователей. На первой странице ясно обозначена цель: «Призываю этот скучный или изнеженный век следовать его благородным стопам за золотом и серебром». Работа описывает пиратские путешествия Дрейка 1570-71 и 1572-1573 годов. Она включает его набег на испанские владения в Вест-Индии, в частности набег на Номбре-де-Диос (испанская Панама) в 1572 году, где он захватил целое состояние испанского серебра из центра испанской империи Нового Света. Полное название: “Кто является или может быть примером для пробуждения всех героических и деятельных умов наших времен, чтобы принести пользу своей стране и увековечить их имена подобными благородными попытками. Будучи кратким и правдивым описанием четырех отдельных путешествий, совершенных упомянутым сэром Фрэнсисом Дрейком в Вест-Индию. А именно. Его опасности [sic] в поисках золота и серебра и их приобретении. И внезапное нападение на Номбре де Диос им самим и двумя пятьюдесятью мужчинами”.

Данте Алигьери – Венеция, Винделинус де Спира, 1477 год. Начальная ставка – 45 000 фунтов стерлингов

Это седьмое издание «Комедии» Данте (первые издания появились в 1472 году) и первое, содержащее комментарий; редактор Кристофоро Берарди также включил жизнь Данте Боккаччо и другие дополнительные тексты, а также рубрики в начале каждой кантики. В отличие от всех других инкунабулярных изданий, оно напечатано готическим, а не римским шрифтом. В ТОНКОМ переплете с гербом КАРДИНАЛА ФАРНЕЗЕ В ПОДХОДЯЩЕЙ МЕТАЛЛИЧЕСКОЙ ШКАТУЛКЕ, выполненной Луи Хагуэ (Louis or Thédore Hagué)

Документ с подписью Галилео Галилея «io Galileo Galilei», Падуя 15 марта 1595 г. и 13 апреля 1595 г. Начальная ставка – 450 000 фунтов стерлингов

Документ, подписанный Галилеем, «io Galileo Galilei», фиксирующий получение 40 скуди 7 лир от Луи де ла Курта, датированный Падуей 15 марта 1595 г. и 13 апреля 1595 г. Разворот, размер страницы 269 x 195 мм, верхняя половина первой лицевой стороны содержит 13 строк, написанных Луиджи де ла Куртом 15 марта 1595 года, с подробным описанием расходов на питание и проживание в доме Галилея для него и его слуги и подписанных Луиджи, за которым следуют ТРИ СТРОКИ ПОЧЕРА ГАЛИЛЕЯ, датированные 13 апреля 1595 года, с пометками клерка на полях, на оборотной стороне объединенных листов с заголовками для нотариальных целей: «Contratti, scritte, decreti, obbligazioni, e ragioni di Casa Galilei», водяной знак быка с надчеканкой в ​​виде геральдической лилии и двух букв, со складками от сгиба документа и небольшими дырочками от нанизывания на веревку, небольшими дырочками вдоль некоторых складок, слегка загрязненная оборотная сторона ДОКУМЕНТЫ, ПОДПИСАННЫЕ ГАЛИЛЕЕМ, ЯВЛЯЮТСЯ Чрезвычайной РЕДКОСТЬЮ. ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ НАСТОЯЩЕГО ПРЕДМЕТА, С 1985 ГОДА НА АУКЦИОНЕ НЕ ПОЯВЛЯЛОСЬ НИ ОДНОГО СООТВЕТСТВУЮЩЕГО ДОКУМЕНТА, И В ЧАСТНЫХ РУКАХ ИЗВЕСТНЫ ТОЛЬКО ТРИ ПИСЬМА И ДОКУМЕНТА, СОДЕРЖАЩИХ АВТОГРАФ ГАЛИЛЕЯ. Появление этого документа на аукционе дает исключительно редкую возможность получить автограф великого итальянского эрудита, одного из пионеров современной науки. Этот документ был написан, когда Галилею было чуть больше тридцати, и он достиг стабильности в своих личных обстоятельствах, что позволило ему сосредоточиться на интеллектуальных занятиях, которые произвели революцию в человеческом мышлении. Галилей был сыном Виченцо Галилея, придворного музыканта и важного музыкального теоретика, но небогатого человека. Галилей, его старший сын, должен был зарабатывать себе на жизнь, и была надежда, что он сделает надежную карьеру, например, в церкви или медицине, но когда он поступил в Пизанский университет, он вскоре почувствовал вкус к менее прибыльной дисциплине – математике. . После нескольких лет частного репетиторства и низкооплачиваемых младших академических должностей в 1592 году он был назначен на кафедру математики в Падуанском университете, где ему предстояло оставаться до 1610 года.

Падуя во времена Галилея была космополитичным и богатым городом, интеллектуальным сердцем Венецианской республики с давними торговыми связями по всему восточному Средиземноморью. Это был центр издательского дела и гуманистической науки, который посещали многие из самых радикальных мыслителей Италии. Действительно, Джордано Бруно (чьи неортодоксальные идеи включали космологию Коперника) преподавал в Падуе в течение нескольких лет и в 1591 году подал заявку на кафедру математики, которая была предложена вместо него Галилею. Падуя предоставила стимулирующую среду, в которой Галилей начал исследовать революционные идеи в механике и природе материи, хотя они оставались в виде рукописей в течение нескольких десятилетий. Он был в Падуе, когда сделал свои революционные открытия с телескопом, которые были опубликованы как Sidereus Nuncius , что принесло ему международную известность и в конечном итоге поставило его на путь столкновения с Церковью. Текущий документ возвращает нас к этому важному периоду в жизни Галилея, когда он преподавал в Падуе, переполненный новыми идеями, такими как термоскоп (предок современного термометра), который он изобрел в 1593 году, и начал работу, которая развенчала аристотелевскую категоризацию материального мира на четыре земных элемента (огонь, воздух, вода и земля) и небесный эфир. Благодаря этому документу мы мельком видим социальный мир Галилея. Наряду со многими другими профессорами, Галилей принимал студентов в своем доме и взимал с них плату за питание и проживание. Это был способ пополнить его академический доход, который он также делал, давая частные уроки по инженерному делу и военной архитектуре. В повседневной жизни Галилей был окружен молодыми людьми из богатых семей Венеции и по всей Европе — Падуя имела международную репутацию — несомненно, с разной степенью энтузиазма по поводу интеллектуального брожения вокруг университета, для многих из которых ключевым применением математики было ее военное применение в таких областях, как баллистика и фортификация. Текущий документ содержит рассказы одного из таких студентов, Луиджи де ла Кура. Его, по всей вероятности, можно идентифицировать как Луи де ла Кура из Нормандии. Франция в начале 1590-х годов была охвачена гражданской войной, и семья де ла Кур, по-видимому, поддерживала Католическую лигу, которая боролась с королем Генрихом IV — возможно, показательно, что Луи де ла Кур находился в Падуе в то время, когда дело Лиги шло на спад. Покровитель семьи, Шарль де Гиз, герцог Майенский, подчинился короне в сентябре 1595 года, и к 1597 году Луи де ла Кур вернулся во Францию, где подал прошение Генриху IV о предоставлении останков его брата и отца для захоронения. Им было предоставлено посмертное прощение, но Луи де ла Куру пришлось заплатить значительную сумму, чтобы получить наследство как сьер дю Турпс. Подобные квитанции являются редкими пережитками; другая квитанция, датированная Флоренцией 11 августа 1611 года, от Джованни Франческо ди Маттео Гульельми (в коллекции рукописей Гейги-Хагенбаха, ныне хранящейся в Базельском университете), содержит некоторые из тех же нотариальных пометок.

Людвиг ван Бетховен. Рукопись с автографом, канон «Эвиг дейн» (Ewig dein) WoO 161, около 1810–1812 гг. Начальная ставка – 55 000 фунтов стерлингов

Автограф рукописи Канона до мажор для трех голосов  Ewig dein, WoO 161,  ПОДПИСЬ В КОНЦЕ:

«…Друг Людвиг ван Бетховен» (“…Freund Ludwig van Beethowen”)

чистовая копия композитора, записанная как одна вокальная линия на шести нотных станах, с репликами, отмечающими вступление второго и третьего голосов, несколько штрихов, всего тридцать три такта.

1 страница, 18,2 x 19,1 см, вырезана из большего листа, канцелярская бумага для переписки (водяной знак в виде щита с надписью «VP &…»), разлинована вручную карандашом, ранее приклеена к картону на левом поле, теперь не прикреплена, современная шелковая папка в красно-золотом сафьяновом футляре, без места и даты, [возможно,  около 1810-1812], остатки паспарту на обороте

ОТКРЫТИЕ БЕТХОВЕНА. 

Эта давно утерянная рукопись канона Бетховена  Ewig dein  была впервые описана в письме 1847 года К. Ф. Гоффри, ныне хранящемся в Британской библиотеке, а затем зарегистрирована в английской коллекции К. Ф. Полем в 1863 году и А. В. Тайером в 1865 году. Она была зарегистрирована Кински и Хальмом ( Thematisch-bibliographisches Werkverzeichnis)  в 1955 году, но нынешние редакторы (2014) придерживаются мнения, что она, вероятно, никогда не существовала вообще, отчасти потому, что все ее следы, по-видимому, были утеряны исследователями Бетховена после первоначальных описаний Полем и Тайером в 1863-1865 годах.

Публикуя первое издание в  Allgemeine musikalische Zeitung  в 1863 году, Поль пояснил: «Джоз. Стрит Эсквайр в Лондоне является владельцем трехголосного канона Бетховена, написанного его собственной рукой. Он был настолько любезен, что предоставил мне копию того же, чтобы я мог передать его здесь [перевод]». Издание Поля показывает произведение как одну вокальную линию, как и в настоящей рукописи, давая похожие подсказки для вступления второго и третьего голосов (т. е .  «verschlossene» или «закрыто», а не записано или реализовано в контрапунктической форме). Он не приводит дату, поскольку ее нет в этой рукописи, и действительно точно неизвестно, когда Бетховен сочинил произведение. Была предложена дата между 1810 и 1812 годами; определенно почерк и подпись указывают, что это раньше, чем  около 1818-1819, когда Бетховен перестал подписывать готическим шрифтом.

В Доме Бетховена в Бонне есть недатированный черновик из одиннадцати тактов, «комбинированный эскиз», содержащий обработку Бетховеном последней части, где три голоса поют вместе. Однако источником Поля была нынешняя рукопись канона в его «закрытой» форме, содержащая стенограмму, которую Стрит дал ему в 1863 году, а не контрапунктный черновик в Бонне. Эта рукопись также послужила моделью для реализации рукописи середины девятнадцатого века с английскими словами в Британской библиотеке. К этой рукописи приложено письмо Гоффри 1847 года, в котором он предлагает приобрести оригинальный автограф для Стрита, описывая его как «прекрасный экземпляр… в руках очень старого джентльмена, который был другом Бетховена… Это одинарный лист [ sic ], шесть с половиной квадратных дюймов с шестью нотными строками, помимо текста и его имени в конце, он также не опубликован”): это должно относиться к настоящей рукописи, а не к контрапунктическому черновику в Бонн, состоящий всего из трех строк и без знака. Однако тот факт, что черновик в Бонне когда-то принадлежал Джозефу Стриту, несомненно, способствовал ошибочному заключению, что когда-либо существовала только одна из двух рукописей.

По мнению Густава Ноттебома, канон, который можно было бы охарактеризовать как шутку-заключение (единственные слова в нем, «навсегда твой» («Ewig dein»), как бы предваряют слово «друг» («Freund») перед подписью), предположительно был написан для барона Паскуалатти (1777-1830), в доме которого в Вене композитор снимал квартиру между 1804 и 1815 годами. Однако другая традиция считает, что вдохновением для этой игривой jeu d’esprit послужила бывшая владелица проекта Beethoven-Haus, актриса Антони Адамбергер (1790-1867) .

Эта рукопись была частью коллекции Артура Ф. Хилла, проданной в этих комнатах в 1947 году (очевидно, незамеченной редакторами Werkverzeichnis 1955 и 2014 годов  ) , когда она вошла в настоящую коллекцию. Он фактически был потерян для стипендий Бетховена с 1860-х годов.

Статья подготовлена на основе автоматического перевода

Top.Mail.Ru